admin / 07.08.2020

Телеги для лошадей

16 августа 2017
Начнём с того, что наша лошадь Звёздочка в телеге не заезжена . Настало время это исправить. Говорят (профессионалы), что заезжать лошадь лучше всего зимой, в санях по глубокому снегу, (понятно, для того чтобы шибко не резвилась и не понесла). Но советы советами, а коль приспичило заезжать сейчас, то нужна повозка. Причём, почему-то, всегда хотелось, чтобы лошадка возила нас в лёгкой двуколочке. Поиск по интернету показал, что б/у особо не найдёшь (а если и найдёшь, то по цене новой), а новые которые побюджетнее кажутся не совсем надёжными. Те, которые кажутся надёжными, — по автомобильным ценам (очень пугающие). Опять же, попробовать заказать где-то поблизости — местных умельцев не найдёшь, да и кто взялся бы, тот с двуколками дела не имел. В общем, пришло решение делать самому что-то временное, пока хотя бы приучить лошадь что-то возить за собой, и проверить конструкцию на будущее до изготовления более серьёзной двуколки), чтобы можно было её всё-таки использовать ( а может впоследствии и жеребёнка приучать).
Итак, тележка готова. Получилась, как и планировали, лёгкая и довольно надёжная (для своей «миссии») двуколочка. Размеры, как и планировалось, небольшие (особенно для наше лошади ), «испытательный образец».
Перейдём к самой конструкции
За основу была взята конструкция обычной брички или может «арбы». Вообще замечено, что всё, что «народное» отличается своей простотой и практичностью. Вот и здесь конструкция до «боли» проста и надёжна.

Ходовая часть

Была взята труба в диаметре 40 мм и два колеса с осями от обычной строительной тачки. Оси из колёс вынимались и на них наваривались куски труб таким диаметром, чтобы потом можно было засунуть в 40 мм трубу. Получались как бы две усиленные оси, которые вставлялись в основную трубу (40 мм) и тоже обваривались.. Центровка не идеальна, но 120 км/час не гонять .Вот мы имеем ось 40 мм с двумя колёсами между которыми 85 см.

Собственно, расстояние и выбиралось с учётом прочности колёс (капроновые втулки), чтобы не было слишком широко между ними , соответственно по-меньше нагрузки. Конечно же для полноценной двуколки я буду делать ось из цельного прутка. Заказывать токарю под «Ураловские» колёса…Далее на трубу–ось наваривались две площадки из уголка 70 Х 70мм и длинной 30 см с отверстиями под болты 12 мм. Площадки, собственно, должны быть параллельные друг другу как можно точнее (я прихватывал сваркой, а потом клал на ровный стол, если было неровно, то поновой).
Металлическая часть готова.

Теперь дерево

Для основного каркаса использовал берёзу, дощечки для седушки и пола из сосны, колёса защитил фанерой, ну и оглобли из сухих стволиков ёлки. На площадке оси крепится V-образная конструкция из берёзовых брусков 40 Х 65 мм. Все элементы впилены друг в друга и закреплены болтами 12 Х 100, 120 мм.

Получилось, что на оси с колёсами стоит две деревянные V-образные конструкции. Теперь их связываем между собой спереди и сзади такими же брусками из берёзы и скрепляем так же болтами. Концы брусков обрезаются не «заподлицо», а остаются торчать.

Крепим оглобли

Выставляем тележку на более менее ровную поверхность и кладём оглобли на поперечные бруски ( вот почему мы оставили торчать концы). Концы оглобель тоже опираем на какую-то ровную поверхность. В общем, чем ровнее выставим, тем ровнее будет будущая двуколка.

Длину оглобель лучше делать с запасом. Обрезать можно уже после примерки на лошади. Выставив оглобли, отмечаем места соприкосновения с V- образной конструкцией и немного, чтобы не ослабить оглобли, выбираем, примерно 1 см. Прикладываем на место и сверлим отверстия под болты. Стягиваем болтами. Всё, каркас полностью готов.

Остаётся обшивка

Пол и сиденье я сделал из дощечек 150 Х 25 мм. Колёса закрыл фанерой. Всё это по-простому на саморезы.
Вот и получилась наша двуколочка. Дёшево и сердито. Запрягали соседскую лошадь в «Русскую упряжь» получили море удовольствия от езды. Ход очень приятный. После давали знакомым руками потаскать тележку, и все были удивлены её лёгкостью, при этом садились двое взрослых и ребёнок, и усилие прилагалось только тяговое. Веса нет вообще. Баланс получился идеальный. Дальше испытание продолжалось на перевозке сена. Так как наша «барыня» (лошадь) ещё к тележке не приучена, то сено вожу сам на нашей двуколке. Нагружаю столько, что пока не начинает падать. И опять же, усилие на подъём оглобель минимальное, т.е. для лошадиной спины как пушинка.

Теперь маленький минус

Свою лошадку приучаю запрягать в евро упряжь, т.е. бездуговую и оглобли на поворотах, слегка трутся о бока. Надо искать под евро упряжь ёлочки для оглобель с изгибом. Тогда можно будет и ширину самой двуколки увеличить. Ну, ничего. Для начала обучения сойдёт.
Когда искали двуколку в интернете, мечтал о какой-то вот такой статье с подробным описанием конструкции и размеров, теперь вот с удовольствием делюсь этой информацией с вами. Кому-то может пригодится.

Родовое поместье Стародубовых

Вопрос:

Добрый день. Очень интересный сайт, а можете также подробно написать как сделать самому телегу. Не садовую тележку, а телегу на 4 колесах, с бортами. Спасибо.

Дмитрий, Нижний Новгород.

Ответ:

Привет Дмитрий!

В 2010 году впервые побывал в вашем славном городе, но, к сожалению, ни в самом городе, ни в области не довелось увидеть ни одной телеги под конную упряжь.

Если в начале прошлого века по России насчитывалось несколько десятков миллионов лошадей и примерно столько же телег, то ныне картина кардинально поменялась.

На всю страну осталось менее десятка мест, где промышленно изготавливают телеги для лошадей.

И совсем в небольшом количестве.

Недавно посетил провинциальный городок Почеп Брянской области, где производили, надеюсь и сегодня производят, помимо валенок мягкой валки, и телеги.

Если и дальше так пойдет, то технология производства гужевого транспорта канет в небытие.

Стоимость обычной четырехколесной телеги для лошади исчисляется на сегодня минимум в тысяч пятнадцать рублей, что вызывает у меня сомнения, а максимум зашкаливает за сумму куда больше 70 тысяч рублей, что, к сожалению, уже не вызывает сомнений.

Чтобы очень подробно описать всю технологию изготовления четырехколесной телеги, надо просидеть за компьютером не меньше недели, а то и полутора недель.

Поэтому ограничусь парой — тройкой дней, расскажу об основных принципах.

Самое лучшее было бы для тебя увидеть где-нибудь в натуре хотя бы старый и разбитый образец телеги. Тогда то, что я опишу, пойдет впрок. Ибо лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

Итак. Четырехколесная телега-повозка предназначена для перевозки грузов живой тягой. По нашим временам это скорее всего лошадь. Ослов, мулов, коров и других им подобных животных в расчет не берем. Хотя мне довелось полсотни лет тому назад видеть, как четыре человека вполне справлялись с перевозкой груженой телеги на приличное расстояние.

Рассмотрим вариант использования одной лошади, тогда у телеги должно быть две оглобли. (При использовании двух лошадей применяется дышло, то есть одна жердь, которая располагается между ними).

О конской сбруе говорить не будем. Там много чего надо, от хомута и дуг, до вожжей, уздечек, шлеи, потников и прочей упряжи.

По большому счету, в телегу входят несколько основных составляющих частей. Самая главная составляющая — четыре колеса. Как правило, передние колеса диаметром меньше задних. Если диаметр передних колес колеблется от 0,6 до 0,7 метра, то у задних колес он около 0,7 — 1 метра.

Задние колеса насаживаются на стационарно (наглухо) закрепленную ось. Передние колеса насаживаются на ось, которая может поворачиваться вокруг шкворня (иначе называемого курком или штырем или сердечником).

Материалом, из которого изготавливают тележные колеса, чаще всего бывает древесина березы или дуба. Желательно, чтобы древесина была сухой.

Само колесо состоит из деревянной круглой ступицы (цилиндра) диаметром около 20 сантиметров и длиной ее обечайки около 25 сантиметров. В ступице сверлится отверстие диаметром около 6-8 сантиметров.

В это отверстие запрессовывается чугунная втулка на всю глубину отверстия. Внутренний диаметр которой около 5 сантиметров, а наружный равен диаметру отверстия ступицы.

Втулки, в зависимости от грузоподъемности телеги, могут весить от пары килограммов до пуда.

Ступица с обоих своих торцов имеет по металлическому ободу равному ее внешнему диаметру. Обода насаживаются во избежание растрескивания ступицы и дальнейшего ее разрушения. Иногда ступицы по внешней стороне делают двух диаметровые (уступами). За свою жизнь колесо может иметь несколько сот тысяч циклов знакопеременой нагрузки. И отнюдь не идеальные дороги.

В ступице по наружной поверхности долбят квадратные гнезда (пазы) на глубину 4-5 сантиметров (иногда для упрощения сверлят пером, то есть сверлом по дереву, глухие гнезда). Они служат для того, чтобы вставлять (запрессовывать) в них деревянные спицы.

Спица — это деревянный цилиндрический или граненый стержень. Всего в колесе делают, обычно, от 8 до 12 спиц. Сечением около 20 квадратных сантиметров.

Другим концом спицы вставляются (запрессовываются) в аналогичные гнезда, выдолбленные или просверленные в косяках или брусках, из которых состоит наружная часть колеса.

Обычно в одном таком косяке делают одно или пару гнезд. А сам косяк по одной поверхности (наружной) имеет форму дуги. А по внутренней — прямолинейную хорду.

При сборке колеса есть одна особенность — спицы на ступице должны несколько выдаваться наружу колеса, а у обода они притапливаются. Если посмотреть с торца колеса, то они установлены под наклоном (набровом).

То есть, на столе-верстаке, на котором вы будете собирать колесо телеги, с помощью гвоздя, вбитого в центр будущего колеса, привязанной к нему бечевки и прикрепленного с другой стороны карандаша, проводите окружность. Диаметром с диаметр будущего колеса.

Выпиливаете косяки, складываете их так, чтобы они не выступали за габариты окружности. Поскольку у вас не массовое производство, а единичное, то лучше всего использовать электрический лобзик. Вылет его пилки вполне достаточен для выпиливания доски толщиной в 6 сантиметров. Именно из таких досок и делают деревянный обод колеса.

Для окончательной сборки тележного колеса вам понадобится стальная шина. Это обечайка, сделанная из полосы, ширина которой все те же 6 сантиметров, толщиной около 5 миллиметров.

Лучше всего, если это будет сваренная шина, с надежным сварным швом. Можно использовать кованную в кузнице, если таковую найдете. Самый крайний случай — полосу делают нахлестом сантиметров на 10 ее концов друг на друга и сверлением отверстий (двух-трех). И их последующей клепкой.

Получить обечайку шины с идеальной окружностью дело непростое. Чаще всего без нагрева газовой горелкой и интенсивной работы кувалдой, это может и не удастся.

Завершающий этап — это сверление отверстий в шине напротив стыков косяков. Их диаметр должен быть около 12 миллиметров, с раззенковкой отверстий. Тогда через эти отверстия вставляются болты (М10 или М12). Лучше, если найдете такие с потайной головкой. Сойдут и простые, но тогда при движении не по грунтовой дороге, их головки будут производить не только грохот, но и вибрацию телеги от ее подпрыгиваний.

Болты крепятся со стороны косяков гайками через проставки (обоймы). Проставка напоминает из себя П-образный профиль (с отверстием под болт), который своими бортиками удерживает косяки от поперечного смещения.

Иногда в торцах косяков делают пазы, в которые вставляют пластины-шипы, все от тех же смещений.

Когда все колесо соберете, то его крепеж следует основательно затянуть. Если оно рассохнется, то нелишне пролить его водой. Тогда все зазоры уменьшатся, вплоть до их полного исчезновения.

Литую чугунную втулку колеса необходимо периодически смазывать. Слышали выражение «скрипит, как немазанная телега»? Раньше применяли деготь, ныне для этого используют другие смазочные материалы. Тавот, солидол, графитная смазка, циатим и тому подобное. То есть консистенцией погуще.

Если смогли прочесть весь материал по колесам, то подумайте, а сможете ли все эти операции осилить своими руками? На предприятиях по производству телег имеется специализированное оборудование, включающее в себя токарные, сверлильные, фрезерные, фуговочные станки, прессы, вальцы, сварочные аппараты.

А самое главное — опыт.

Раньше деревенские мужики ладили телеги не за неделю — две, а поболе месяца и в придачу вдвоем.

Та же запрессовка втулок, спиц и шин — дело весьма морочное. А плохо запрессуешь, то через неделю колесо разболтается и не только скрипеть будет, но и рассыпаться может.

Колесам мы посвятили много времени, но оно того стоит, потому что это самый сложный узел телеги. Хотя на сегодняшний день некоторые изготовители и владельцы телег предпочитают совершенно другой вариант, а именно — берут обычные колеса от авто или мото и ставят их на телегу. Соответственно с подшипниками качения.

Это уже будет телега на резиновом ходу. Не громыхает даже по булыжной мостовой или по лесной дороге-лежневке, когда в качестве покрытия используют верхушки сосен и елей (хлысты), кладущиеся поперек дороги.

Да и по цене, практически, сопоставимо. Потому как заказать колесо телеги стоит около 5 тысяч рублей (если не верите, то смотрите цены в интернете), а старое колесо от автомобиля или мотоцикла стоит не намного больше, если не меньше.

Продвинутые возчики иногда на телегах используют тормоза. Это касается как телег с обычными колесами, так и на резиновом ходу. Расписывать не буду, это почти полный аналог тормозов вело-мото-авто, которые вы можете посмотреть на них.

Следующий важный узел — оси телеги. Поскольку колея телеги, то есть расстояние между колесами, обычно берется около метра шириной, то ось , соответственно, должна быть длиннее на две половины ширины ступицы колес, плюс выступы осей за габариты ступицы.

Следовательно, полная длина оси должна быть почти около полутора метров или несколько меньше.

Диаметр оси делается менее внутреннего диаметра чугунной втулки ступицы примерно на 5 миллиметров. Этого люфта достаточно.

Для того, чтобы ступица колеса не елозила по оси то вправо, то влево, ее движение ограничивают с внешней стороны обычным шплинтом, вставляемым через просверленное в оси отверстие. А с другой стороны, внутренней, буртиком или большим диаметром оси, по сравнению с участком оси, находящимся под ступицей колеса.

Материал оси — сталь закаленная. Лучше, когда она марки Ст.40 — Ст.45. Впрочем, я не знаю всех ваших возможностей, быть может, если собираетесь сами своими руками делать телегу, то можете достать для оси танковый торсионный вал с Гороховца, что невдалеке от вашего города?

Задняя ось телеги крепится стационарно к раме (кузову) телеги. С помощью хомутов, охватывающих ось и прикрепляемых к корпусу телеги. Либо через сквозные отверстия в оси, через которые вставляют болты, диаметром не менее 18 миллиметров.

Раньше, в основном, оси делали кованными, ныне встречаются изготавливаемые и из толстостенных труб.

Передняя ось делается так, чтобы она могла поворачиваться вокруг упомянутого штыря (шкворня, сердечника, курка), который располагается по оси телеги. Штырь входит в две закрепленные шайбы. Одна металлическая шайба крепится на корпусе телеги, вторая на деревянной поперечине, с прикрепленной на ней осью. Шайбы периодически смазываются.

Конструктивно сам корпус телеги соединен постоянно с задней осью. А передняя ось объединена в один узел с поперечиной, на которой крепятся две оглобли. Оглобли имеют две степени свободы. То есть могут свободно передвигаться вверх-вниз, а также вправо-влево.

Не бесконечно, разумеется, а до упора в корпус телеги. Для этого они крепятся в кронштейны, напоминающие ухваты. Для того, чтобы оглобли не сломались при резких поворотах и больших нагрузках, они усиливаются так называемыми тяжами. Тяжи представляют из себя обычную проволоку (катанку) диаметром около 10-12 миллиметров.

Тяжи крепятся одним концом к оглобле, вторым — к деревянной поперечине передней оси.

При необходимости передок телеги можно выкатить из под самой телеги. Для чего переднюю часть телеги приподнимают над передком так, чтобы освободить соединительный вертикальный штырь.

Вы желаете изготовить телегу с бортами? Борты бортам рознь. Обычные деревенские телеги, на которых возят сено-солому, имеют небольшие наклонные бортики, собираемые из четырех продольных жердей, к которым прикрепляются различными способами вертикально-наклонные рейки (бруски).

Спереди и сзади — поперечные жерди длиной около метра, тоже с рейками. Передние и задние бортики делают съемными или откидными. Чтобы и возчику было удобнее сидеть спереди и иметь возможность перевозить длинные бревна, размерами больше габаритов телеги.

Иногда телега с бортами имеет несколько другую конфигурацию. Сооружается настил (из досок толщиной около 25 миллиметров) размером до 2/3 метра. Затем со всех сторон по периметру нашиваются вертикальные борта размером до 0,5 — 1 метра.

Еще несколько моментов. Габариты телеги могут варьироваться. Длина ее около 3-х метров, ширина — до полутора, высота около 1,2 метра. Длина оглобли около 3-х метров.Размеры колеи и колес упоминались выше. Грузоподъемность колеблется от 500 килограмм до 2 тонн.

Очень существенная деталь — современные телеги надо оснащать катафотами (светоотражателями). Самому чуть не довелось стать участником ДТП, когда в кромешной тьме чуть не налетел автомобилем на телегу.

И последнее. Все рассказанное не есть истина в последней инстанции. Образцы телег могут существенно отличаться от описанного. Ведь на них нет ГОСТов и сертификатов.

Если вас интересуют эскизы телеги, то напишите. Зимой у шабашника, каковым я в последнее время являюсь, свободного времени больше и можно наглядно изобразить телегу.

Удачи вам!

Строительство в Москве и подмосковье

Работаем с гарантией!

Широкий спектр строительных услуг.
Фундамент, стены, перекрытия, кровля, под ключ!

Телега для лошади – это, пожалуй, самый первый вид транспорта. При этом, с увеличением потребностей человека в перевозке груза и в транспортировке, усовершенствовались и усложнялись конструкции телег. Более того, все они подразумевали разное количество лошадей, что также усложняло процесс упряжки. О том, как запрячь лошадь сегодня и что представляет собой телега, поговорим более подробно.

Особенности телеги

Телега или подвода чаще всего представляет четырехколесный вид грузовой повозки. В качестве пассажирского транспорта из-за своей неудобной конструкции используется редко. Важно отметить, что сегодня понятие «телега» часто используется как обобщенное, называющее любую конную повозку. Однако на самом деле — это название одноконной четырехколесной безрессорной повозки, грузоподъемностью в 500-700 килограмм. Чаще всего используется оглобельная и дышловая упряжка.

Несмотря на свою примитивность, телега и сегодня является неотъемлемым видом грузового транспорта во многих регионах страны. Имея сложную конструкцию, она используется как в частном домашнем хозяйстве, так и на фермах. Например, в такой повозке легко перевозить сено и грузы в пределах одного хозяйства. А телеги для тяжеловозов могут свободно использовать для перевозки несколько тонных грузов (чаще всего 2 тонны).

Предположительно, что первые телеги возникли в 12 веке. С того времени их основная конструкция и назначение мало чем изменились. Современные телеги, как и раньше, изготавливаются из дерева с металлической нижней конструкцией. Колеса резиновые рессорные, при этом передние зачастую немного меньше, чем задние. Различают бортовую и платформенную телегу.

Как запрячь лошадь?

Для того, чтобы запрячь лошадь в телегу необходимо знать полную конструкцию упряжки, так как именно от нее будет зависеть весь процесс. Функция упряжи заключается в передаче тягового усиления животного на саму повозку. Чтобы сохранить работоспособность лошади, упряжь подбирается индивидуально в зависимости от размера и конституции животного. Для этого есть специальные регулировочные ремни.

В нашей стране сегодня используется три типа упряжки: одноконная, пароконная и многооконная для троек. На Западе среди последнего типа различают четверку, шестерку и восьмерку. Также упряжь бывает дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Более широкая классификация различает оглобельно-дуговую или «русскую» запряжку, хомутово-оглобельную, постромочно-дышловую и постромочную запряжку. Все они отличаются своей конструкцией и способом запрягания лошадей.

Что нужно, чтобы запрячь лошадь в такую вот традиционно одноконную русскую телегу? Во-первых, нам нужно знать из чего состоит упряжь и все ли у нас есть. Итак, у нас должен быть хомут с гужами, супонь, шлеи (нарытник), дуга, сиделка с чересседельником. Обязательно хомут подбирается индивидуально под свою лошадь. Он должен плотно прилегать к плечам животного, как воротник рубашки. Если хомут большой, его необходимо сузить путем нашивки внутри войлока. Если хомут мал, ним пользоваться вообще нельзя.

Чересседельником без сиделки пользоваться нельзя, так как его тонкий ремень может повредить кожу. Он натягивается и пропускается через верхнюю часть сиделки. Такая часть упряжи помогает распределять давление от оглоблей на спину животного. Дуга поддерживает в правильном положении оглобли, которые держит сам хомут. Каждая часть имеет свою последовательность надевания.

  1. Запрягать лошадь всегда начинаем с одевания узды. Если на улице зима, удила или трензель нужно согреть в руках, дабы холодное железо не повредило мягкие ткани.
  2. Затем в левую руку берем упряжь, в праву сиделку с чересседельником и накладываем седелку на спину животного. Сначала кладем ближе к холке, потом, расправляя шерсть, подвигаем на свое правильное положение. Смотрите схему.
  3. Передняя часть сиделки должна лежать выше холки, задняя – на спине ниже, примерно на уровне 9-15-го ребер.
  4. Шлея сиделки должна лежать ровно на расстоянии 10 см от локтя животного. Подпругу затягиваем так, чтобы между шлеей и телом коня можно было просунуть два пальца.
  5. После этого одеваем хомут. Его нужно повернуть нижними частями вверх и продеть через голову лошади. Дойдя до самой узкой части шеи, переворачиваем и кладем в правильном положении. После расправляем задравшуюся гриву и на корпус животного набрасываем шлею.
  6. Затем заводим коня в оглобли таким образом, чтобы концы как раз располагались на уровне гужей.
  7. Переходим к правой оглобле и прикрепляем к ней чересседельник за петлю сиделки. Потом также с левой стороны.
  8. После этого берем дугу, в левой руке держа гуж. Ее нужно подвести снизу под левую оглоблю и, обогнув против часовой стрелки, одеваем конец дуги в петлю. Опять огибаем гужью оглоблю. Кладем дугу на хомут так, чтобы ее правый конец коснулся правой оглобли. Повторяем продевание дуги в петлю правой гужи.
  9. Переходим к лопатке лошади, берем супонь и стягиваем два края хомута. Это не так легко, как кажется, иногда нужно приложить силу. Но еще нужно проверить хватает ли гужа. Если концы хомута не смыкаются, ее нужно удлинить. Если сомкнулся хомут, но дуга лежит плохо, нужно укоротить гужи.
  10. К уздечке пристегиваем вожжи. Если лошадь хорошо слушается повод, то вожжи продеваем через середину дуги. Если плохо – снаружи.
  11. Следите, чтобы гужи были сзади дуги, а не впереди. Проверьте ее устойчивость и движение телеги.

Упряжь: 1-шлея; 2-чересседельник; 3-седелка; 4-хомут; 5-дуга; 6-уздечка; 7-супонь; 8-вожжи; 9-оглобля.

Постромочно-дышловая запряжка

Этот вид упряжки используется для работы с парой лошадей. Часто в ходе сельскохозяйственных работ нужно использовать пару. Однако для такой запряжки телега должна быть с дышлом – одиночная оглобля, которая располагается посередине. К ней пристегивается каждая лошадь. Главные части этой упряжи – это постромки, нагрудники и нашильники.

  1. Одеваем уздечки на лошадей и хомуты.
  2. Расставляем животных с правой и левой стороны от дышла.
  3. На дышло одеваем нашильник каждой лошади и закрепляем его в кольце на нагруднике. Нашильники контролируют натяжение постромок и фиксируют хомут.
  4. Затем нагрудники закрепляем за хомут и за постромки.
  5. Пристегиваем вожжи к уздечке.

Постромочная запряжка

Это самый простой вид запряжки, так как не имеет ни дышла, ни оглобель, ни дуги. Чаще всего такой способ упряжи называется пристяжкой. Его можно использовать как для телеги, экипажа, так и сельскохозяйственных орудий (борона, плуг). Вся суть этого вида запрягания заключается в накладывании на лошадь шлеи и пристегиванием ее за кольцо повозки. Схема одевания шлей схожа с оглобельно-дуговой упряжью.

Видео «Правильно запрягаем коня в сани»

В этом видео вы сможете увидеть весь процесс одевания упряжи на лошадь. В примере представлены сани, но запрягание в телегу идентичное.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств. Со временем ее трансформировали и улучшили согласно человеческим потребностям. Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств

Что такое телега

Повозка с лошадью обычно представляет собой транспортное средство грузового типа с 4 колесами. Ее еще называют подводой. Как пассажирский транспорт телеги редко используются из-за неудобства конструкции. Сейчас под термином «телега» подразумевают многие разновидности конных повозок. На самом деле изначально так называли 4-колесные повозки безрессорного типа, в которые впрягали одного коня. Их грузоподъемность варьируется в пределах 500-700 кг. В большинстве случае используется упряжка дышлового и оглобельного типов. Но есть и тяжеловозы, которые способны перевозить до 2 т веса.

Несмотря на примитивность, телеги и сейчас используются как грузовой транспорт во многих странах. Устройство конструкции довольно сложное. Их обычно используют на фермах и в домашних хозяйствах.

Считается, что впервые телеги начали использовать в 12 веке. Сделанная в то время конструкция практически ничем не отличается от сегодняшних, за исключением нескольких усовершенствований. Современные экземпляры, как и раньше, делают из древесины с нижней конструкцией из металла. Колеса рессорного типа резиновые. Довольно часто задние колеса несколько больше, чем передние. Выделяют телеги платформенного и бортового типов.

Чтобы конь был правильно запряжен в телегу, необходимо разобраться в ее конструкции. Именно от этого зависит сам процесс. Упряжь выполняет функции по передаче усиления тяги с животного на саму телегу. Тогда конь длительное время сохраняет работоспособность. Чтобы добиться лучшего эффекта, упряжку подбирают индивидуально для каждой лошади в зависимости от ее габаритов и конституции. Дополнительно применяют специальные ремни для регулировки.

Выделяют 3 основные разновидности упряжи: для одного коня, пары лошадей, а также многоконная разновидность, которая используется для троек. Что касается последнего, то в западных странах еще выделяют подвиды для четверки, шестерки и восьмерки лошадей. Кроме того, выделяют упряжь: выездную, транспортную, бездуговую и дуговую. Известна и более развернутая классификация: постромочно-дышловая, хомутово-оглобельная, постромочная и русская. Все эти варианты отличаются по своей конструкции и способу запрягать коня.

Галерея: телега для лошади (фото)

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.

Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.

Тележка для лошади (видео)

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*