admin / 12.07.2020

Страх собак фобия

Страх перед собаками связан с инстинктом самосохранения. Чаще ребенок, реже уже взрослый человек испытывают иррациональную боязнь, при этом не имеет значения, какого размера животное. Как называется боязнь собак и, что делать, чтобы побороть такого рода фобию? Ведь практически невозможно спокойно жить в мире, где домашние животные есть у каждой второй семьи.

Кинофобия – что это?

Боязнь собак — это кинофобия. Медицинское название включает в себя также страхи, связанные с укусами и с заражением бешенством. Человека при виде животного накрывает паника или ступор, возникает повышенная тревожность и желание спрятаться.
Истинная фобия собак значительно отличается от ложной. Псевдофобия характеризуется латентным или клиническим садизмом, когда индивид оправдывает собственные живодерские наклонности страхом перед животными. Но на самом деле настоящая кинофобия не проявляется агрессией к собакам, только при истерическом состоянии личности. В основном же кинофоб старается избегать встреч с любыми собаками и предпочитает спасаться бегством, а не развязывать конфликт с животным.
В процессе диагностики психотерапевты изначально пытаются определить истинность фобии по следующим признакам:

  1. Психосоматика кинофобии всегда первична, по отношению к другим симптоматическим проявлениям (бред, навязчивые состояния).
  2. Отсутствие других психологических расстройств. Например, при шизофрении кинофобия не редко встречается, как симптом.
  3. Тревога человека направлена только на объект или образ страха. Любые ассоциации и не редко изображения собак вызывают тремор, учащенное сердцебиение и повышенную тревожность.

Страх собак, как правило, возникает еще в детском или юношеском возрасте, и часто сохраняется достаточно долгое время без соответствующей терапии. У детей фобия зачастую связана с травмирующими ситуациями, в более старшем периоде боязни подвержены люди с чувствительной психикой. Реже кинофобия передается на генетическом уровне.

Как побороть страх собак

Кинофобия имеет свойство развиваться и переходить в более тяжелую форму, при отсутствии адекватного лечения. Поэтому важно победить собственный страх, чтобы не усугубить ситуацию развитием асоциального поведения, когда человек боится выйти на улицу, а поездка на работу становится настоящим испытанием.
Избавиться от боязни собак можно с помощью психологической терапии, особенно, если причины страха связаны с травмирующими обстоятельствами. Именно психолог способен выявить первичные причины фобии, чтобы впоследствии искоренить их.
Самым простым способом избавиться от страха перед животными является метод от противного. Попробуйте завести собаку. Маленький щенок вам точно не навредит, но при этом заставит почувствовать уверенность в собственных силах, а бонусом станет любовь и преданность собачки.
Если же нет возможности ухаживать за собственным песиком, то присмотритесь к знакомым заводчикам собак, выберите наиболее послушную и попробуйте наладить с ней контакт. Животные чувствуют агрессию и страх, поэтому подходить к собаке следует с открытыми ладонями и с полной уверенностью в том, что вы «хозяин мира». Это, конечно, утрировано, но уверенность однозначно залог успеха в борьбе с фобией.

Конечно, основной предпосылкой в борьбе с кинофобией является мотивация, сильное желание избавиться от страха и, приложенные усилия. При сильнейшем страхе, психологи рекомендуют смоделировать в сознании положительную встречу с собакой. Какой она будет? Пофантазируйте!
С детской кинофобией лучше бороться постепенно, не заставляя ребенка сразу подходить к собаке. Родители собственным примером должны показать, что животные людям не враги, а собака, как известно, друг человека.

«Газета.Ru» выяснила, с помощью каких психологических приемов можно побороть свои страхи, если вы или ваш ребенок боитесь собак. Кинофобию можно относительно легко вылечить. Особенно у детей. С взрослыми сложнее — не потому, что они сложнее устроены, а потому, что часто не верят, что им можно помочь. А ведь можно.

Если с вашим ребенком случилась какая-то неприятность: его укусила собака, или просто испугала, или это была не собака даже, но что-то случилось, и ребенок теперь боится собак или других каких-то животных, — ему с этим можно помочь. Не нужно думать, что это теперь навсегда. Это вполне себе поправимо, хоть придется над этим и поработать. То же самое касается вас самих — так считают Сэйди Ф. Динкфельтер (Sadie F. Dingfelder) и Томас Оллендик (Thomas Ollendick) — известные детские психологи, специализирующиеся на кинофобии (боязни собак).

Многие взрослые, стесняются и часто скрывают, что боятся собак или других животных, и совершенно уверены, что с этим ничего нельзя поделать: нужно просто смириться и никому не рассказывать. На самом деле от страха — какого угодно, и тем более страха перед животными можно избавиться в любом возрасте,

И в любом возрасте принцип, по которому это делается, остается в общем-то одним и тем же.

1. Не осуждайте
Первое, что нужно делать, если ваш ребенок боится собак, — перестать его осуждать и стыдить. Делайте скидку на размеры своего ребенка. Это для вас собака — для него это огромная лошадь. Разве странно, что он ее побаивается? И вообще, малыш должен понять, что он может прийти к вам с любыми своими проблемами и страхами, даже со «стыдными». И вы его защитите от чего угодно. В том числе и от любой собаки. Как только про это договорились, идем дальше.

2. Страх нужно проговорить…

И что намного важнее — принять. Проходя мимо очередной собаки, возьмите ребенка за руку, скажите, что он в безопасности по той простой причине, что он с вами, а ведь вы его не дадите в обиду и защитите от любого самого-самого страшного зверя. И теперь, когда он в безопасности, поговорите. Добейтесь того, чтобы ребенок внятно артикулировал — он боится собаку. Боится. Ок. Теперь идем дальше.

3. Следите за своими словами
Последите за тем, какие слова вы используете, когда разговариваете с ребенком о собаках. Лучше не говорите, что эта собака не злая, и — что особенно важно — никогда не указывайте на то, что собака не кусается.

«Не бойся, эта собака не кусается» — избегайте этой фразы.

Собака может быть доброй, хорошей, спокойной — все прилагательные русского языка в вашем распоряжении, но не нужно обсуждать степень ее потенциальной «некусачести». Не нужно вообще делить собак на тех, что кусаются и не кусаются.

4. Сокращайте расстояние
Придумайте какой-нибудь маршрут, который заставит вас периодически гулять с ребенком, например, недалеко от собачьей площадки. Крепко держите при этом малыша за руку (если он еще маленький — возьмите его на руки) и напомните ему, что он под вашей защитой и в абсолютной безопасности.

Всякий раз очень ненамного сокращайте расстояние от собачьей площадки. И если даже это метр, обращайте внимание ребенка на то, что вы сегодня прошли намного ближе к собакам, чем обычно (даже если это было совсем ненамного), и как вы гордитесь тем, что он был такой смелый. Сделал это — и не испугался (даже если испугался).

5. Не обращайте внимания на время

Ваша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок перестал бояться собак. И неважно, сколько у вас уйдет на это времени. Кому-то достаточно будет и недели, а у кого-то уйдет целый год. Не имеет значения. Никогда не считайте, сколько прошло времени с того момента, как вы начали работать над преодолением детского страха. Не нужно раздражаться и беспокоиться. Ваше беспокойство передастся ребенку, и это только отдалит вас обоих от цели.

6. Разговаривайте
Сколько бы у вас на это ни ушло времени — вы молодец и уже дошли до того, что можете пройти с ребенком прямо рядом с бортиком собачьей площадки. И он хотя и сжимает вашу руку изо всех сил, но не плачет и даже не торопит вас, если вы замедляете шаг (а вы постепенно замедляйте).

Ваша задача — прийти к тому, чтобы вы с малышом могли остановиться у площадки и понаблюдать за тем, как играют собаки.

Разговаривайте с ребенком. Подмечайте смешное, веселое, красивое. Может, там есть какая-то особенно игривая или особенно маленькая собачка. Может, вы слышали, как ее зовут? Или вы можете придумать ей секретную кличку? Разговаривайте с ребенком о собаках.

7. Будьте во всем первым
Когда мини-победа одержана и вы уже можете остановиться и наблюдать за собаками — сделайте следующий шаг. Оставьте ребенка на безопасном расстоянии, а сами подойдите к собаке и, с разрешения хозяина, погладьте ее. Или даже поиграйте с ней.

А потом опять вернитесь к ребенку и идите по своим делам, параллельно делясь впечатлениями. Расскажите, каково это было — погладить собаку.

В первые несколько раз даже не предлагайте ребенку последовать вашему примеру. Пусть все выглядит так, будто это он приводит вас поиграть с собаками, а не вы его.

8. Пора гладить собаку

Для этой стадии идеально было бы, конечно, найти знакомого с собакой. Поспрашивайте друзей — кто-то наверняка является хозяином тихой спокойной собачки. Если нет такой возможности, поищите вменяемого человека с собакой на той же игровой площадке. Как и в прошлый раз, сначала сами погладьте животное, но в этот раз предложите и ребенку сделать то же самое. Если он откажется — не настаивайте.

И так, пока ребенок не согласится. Возьмите его руку в свою и погладьте собачку вместе и только по спине. К собачьей голове — а это самая страшная часть собаки — подходить в первый раз не нужно.

Как обычно, один раз погладили — и все, сегодня больше никого не гладим.

Победой будет, если ребенок погладит собаку по спине уже сам. Обсудите, какая собака — лохматая, пушистая, теплая. Не нужно говорить о том, какая она страшная или не страшная. Не используйте этих слов вообще.

Если вам удалось добиться того, что ребенок погладил собаку сам хотя бы разок — вы великий родитель и вы победили. Теперь готовьтесь к тому, что ребенок попросит купить ему сами знаете кого.

Когнитивно-поведенческая терапия (CBT), направленная против фобий, связанных с животными

Д-р Дани Дерби и коллектив центра «Когнетика» – израильского Центра когнитивно-поведенческой

Алон, 38-летний мужчина, с детства страдает от фобии, связанной со страхом собак. Когда Алону было пять лет, он пошел со своей мамой в гости к родственникам, у которых была собака. Когда по совету родственника-сверстника он приблизился к собаке, чтобы её погладить, та на него прыгнула. Алон очень испугался и начать плакать, и реакция его мамы тоже сопровождалась испугом. Это событие явилось переломным моментом, с которого у Алона начала развиваться боязнь собак. Вначале Алон старался держаться подальше от собак на улице, плакал при приближении к нему собаки и требовал её увести. Когда Алон вырос, его реакция на собак осталась неизменной, хотя теперь он стал просить удалить от него собак менее драматичным образом. С годами страх расширил свои границы: Алон предпочитал не ходить по улицам с частными домами, опасаясь, что во дворе одного из домов может оказаться непривязанная собака, а ворота, возможно, открыты. Он переходил на другую сторону улицы либо вообще менял маршрут, если видел на своем пути собаку, которая казалась ему опасной (даже если собаку держали на поводке).

В конечном итоге, в возрасте 20 с лишним лет Алон оказался в таком состоянии, когда образ собаки вызывал у него панический страх, даже если собака не была рядом с ним физически. Он избегал самых разных мест из опасения встретить там собаку. Даже места, которые не были знакомы Алону, его беспокоили, поскольку он не знал наверняка, будет там собака или нет. Иногда он избегал новых мест, а иногда он предварял свой визит многочисленными выяснениями и соглашался идти туда только в чьём-либо сопровождении, либо подъезжал на машине к самому входу в помещение и выходил из машины только после тщательной проверки местности.

Что такое фобия, связанная с собаками или кошками?
Любая фобия – это обостренный патологический страх на тот или иной объект или ситуацию, способный парализовать человека. Страх собак и кошек – это один из наиболее распространенных видов фобий. Зоофобия подобного рода впервые проявляется, как правило, в детском или в подростковом возрасте и зачастую превращается в хроническое расстройство, закрепляющееся в сознании человека до конца жизни. Люди, страдающие фобией собак и кошек, испытывают чувство страха или резкого отвращения, когда сталкиваются с этими животными. Страх не ограничивается временем непосредственного контакта с животным, он может возникать во многих ситуациях, когда существует какая-либо вероятность встретить животное, которого человек боится. Это препятствует нормальной жизнедеятельности человека и негативно влияет на качество его жизни. Если фобию не лечить, она может расширить свои границы, проникнуть в повседневную жизнь человека и создать ограничения в его жизнедеятельности.

Как уже упоминалось, фобия может начаться у человека вследствие неприятной встречи с собакой или кошкой либо вследствие наблюдения со стороны какой-либо неприятной картины, связанной с другим человеком, испытавшим чувство страха из-за животного. Воспитание также играет большую роль в развитии фобий, поэтому дети родителей, страдающих от подобных страхов, также подвержены этим страхам, поскольку видят, что их родители боятся или избегают животных. К примеру, ребенок, который видит, как его мама переходит на другую сторону улицы, едва завидев вдалеке собаку, и при этом крепко сжимает его руку и бросает частые испуганные взгляды в сторону собаки, усвоит из подобного опыта, что собаки опасны, и что их следует остерегаться.

Несмотря на то, что речь идет о весьма распространенном расстройстве, а также на то, что фобии относительно легко поддаются лечению, и лечение подобных расстройств относительно кратковременно и сопровождается высоким процентом успеха, только четвертая часть людей, страдающих от фобий, обращаются за помощью. Причина заключается в распространенности данной проблемы (по мнению людей, поскольку многие страдают какими бы то ни было фобиями, значит, это нормативное явление, а не проблема, требующая лечения), а также в боязни самого лечения, требующего сближения пациента с объектом его страха. Немаловажно отметить, что специалисты, занимающиеся коррекцией или лечением фобий, прекрасно осознают связанные с этим психологические трудности, поэтому программа лечения составляется с учетом этих трудностей и выполняется поэтапно, и в конечном итоге курс лечения позволяет человеку избавиться от фобии, не испытывая при этом в процессе терапии слишком тяжелых душевных состояний.

Как проводится лечение фобии собак или кошек?
Наиболее эффективный метод лечения фобий – это когнитивно-поведенческая терапия (СВТ). Суть данного метода заключается в изменении мыслительных и поведенческих стереотипов, направленном на преодоление человеком страха перед пугающим его объектом. Данное лечение сфокусировано исключительно на фобии как таковой и не распространяется на другие сферы, что позволяет достичь значительного улучшения состояния человека в короткий срок, и в большинстве случаев для излечения требуется от 12 до 24 сеансов.

В когнитивной части терапии пациенту предоставляется информация о животном, которого он боится, а также о страхе и о способах справляться со страхами. Кроме того, выявляются различные стереотипы, в которые человек верит, и в том случае, если данные тезисы оторваны от реальности или слишком обострены, проводится работа по созданию нового, более правильного и менее пугающего восприятия реальности. Например, многие люди, страдающие фобией собак, верят, что собаки способны почуять запах страха и напасть на человека, испытывающего страх. Это суеверие подвергается анализу в ходе лечения, и пациент узнаёт, что собаки не обладают сверхъестественными способностями; собаки способны распознать испуганного человека только по его поведению, что позволяет человеку лучше контролировать ситуацию и снижает ощущение опасности.

Поведенческая часть терапии – это главная часть курса лечения. Более того, многим людям требуется только эта часть терапии, поскольку они осознают, что их страх лишен логики и преувеличен, и, следовательно, такие пациенты не нуждаются в изменениях стереотипов на уровне сознания. На данном этапе терапии начинается постепенное и контролируемое сближение человека с объектом его страха. Постепенность процесса крайне важна; многие люди, страдающие фобиями, боятся обращаться за помощью, поскольку в их воображении рождаются образы, одна мысль о которых вызывает у них панический страх (это могут быть воображаемые картины, будто человек погребен под кучей кошек, или будто на человека набрасывается собака, и он замирает на месте от ужаса и т.п.).
В сущности, подобные сценарии далеки от реальности. В большинстве случаев, на начальном этапе терапии человека просят мысленно представить образ животного или, если это слишком тяжело для пациента, прочитать текст либо посмотреть на иллюстрации. Процесс протекает в сопровождении специалиста-психолога, который поддерживает пациента, помогает ему преодолевать трудности и убеждаться в том, что, если он последовательно выполняет инструкции и не отгораживается от объекта страха, степень страха сходит на убыль. Затем от пациента требуется повторить дома выполненные во время сеанса упражнения. Каждый раз, когда человек чувствует себя относительно более комфортно в связи с тем, что его пугало в прошлом, терапия переходит на новый уровень, вплоть до осязаемого контакта с собаками или кошками. Подобное сближение с животными также происходит постепенно: сначала к человеку приближают собаку на поводке, потом просят его погладить маленького щенка, которого держит другой человек и так далее.

Каким образом израильское Общество защиты животных участвует в лечении зоофобии?
На заключительной стадии лечения фобии собак или кошек пациент в сопровождении специалиста из центра «Когнетика» совершает визит в Общество защиты животных, где происходит непосредственная встреча пациента с животным. В Обществе защиты животных обитают животные различных видов, возрастов, размеров и пород. Данное разнообразие, а также близкое знакомство с животными специалистов-психологов позволяют подобрать наиболее подходящую собаку, соответствующую тому или иному этапу лечения пациента. Этой собакой может оказаться спокойный пёс, который не приближается к человеку, даже находясь в непосредственной близости от него, а может быть любопытный и озорной щенок, который станет прыгать на человека, пытаясь с ним поиграть, или же собака внушительных размеров, которая имеет обыкновение время от времени лаять басом. В дополнение к этому, специалисты, сопровождающие пациента, могут помочь ему приблизиться к животному и научить его, как правильно себя вести с животным, что позволяет человеку почувствовать уверенность и контроль над ситуацией и тем самым изменить его отношение к собаке или кошке.
Эти встречи обладают и дополнительной ценностью: они не только помогают человеку справиться со страхом, но и создают новый, позитивный опыт контакта с животными. Некоторые люди в ходе терапии открывают для себя новый, чудесный мир животных и буквально влюбляются в одну из кошек или собак, с которыми работали.

Центр «Когнетика» под управлением д-ра Дани Дерби – это лечебный центр, предлагающий краткосрочный курс психологической терапии, сфокусированный на цели лечения, людям, страдающим от специфических проблем, как то: панический страх, депрессия, посттравматические состояния или OCD (обсессивно-компульсивные расстройства). Кроме того, в Центре «Когнетика» осуществляется углубленная терапия, направленная на изменение жизненных стереотипов и решение более сложных психологических проблем, зачастую не связанных с конкретной фокусировкой.

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, страхом или боязнью, проявляющимся в том, что идущая рядом собака дрожит, поджимает хвост, вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иной раз трудно выяснить причину такого поведения питомца, а иногда она очевидна, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает ее управлению, а то и исключает его, приводит к печальным последствиям — панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину. А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования или рабочих испытаний, ее могут не допустить к разведению. Поэтому и владельцев собак и кинологов, занимающихся их разведением, волнуют вопросы «Чего боится собака?», «Почему это происходит?» и «Что делать?». При этом они считают, что уже ответили на вопрос «Что происходит?»

В данной статье рассматриваются причины возникновения страхов у собак и раннее развитие щенка как один из основополагающих факторов в этом направлении.

Определения

Зоопсихология собак рассматривает страх как специфическую эмоциональную реакцию организма или, если короче, как одну из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций (Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1996). Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (П.В. Симонов «Высшая нервная деятельность человека», М., Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов (Я. Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», М., Прогресс, 1979). Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события.

Предвосхищающие сигналы подразделяются на:

  • сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;
  • сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;
  • сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;
  • сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях — страх).

Таким образом, страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх (ужас)).

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъект о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов. Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена. Состояние аффекта (панический страх, ужас) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая доминантными свойствами, аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы, навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать пути избегания опасности. Страх — отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего выделяют реакцию избегания. Реакция избегания – это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя) путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно. Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений. Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. На поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник — причину реакции.

Причины

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя.
Из повседневного опыта известно, что «сильные», «очень сильные» или «сверхсильные» раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще для собаки важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Hе исключено, что сверхсильный сигнал является «релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения собаки. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение собаки может формироваться следующим образом:

  • если сигнал опознан как относительно новый — развивается исследовательское поведение;
  • если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный) — продолжается текущая деятельность;
  • если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный) осуществляется соответствующее ему поведение;
  • если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью) — осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение;

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции собаки развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности). Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится «сверхсильным», организм собаки отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями. При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно, вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности. Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха. Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:
а) частоте появления похожих раздражителей;
б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);
в) степени сходства раздражителей. Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой ситуации часто вызывает испуг у собаки. Таким образом, выраженность реакции собаки на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя. Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить: если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации — отмечается реакция испуга; если раздражитель опознан как абсолютно новый — развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что собаки предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания — собака не слушается команд, не желает находиться в данной обстановке, устраивает побег. Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения, как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) для нашей темы наиболее важен экологический, обуславливающий запечатление основных признаков экологической ниши собаки (место содержания и среда ее обитания), в которой ей придется существовать.

Новорожденный щенок или щенок, у которого наконец начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Hо как только он (щенок) познакомиться с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается то минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания
в данной среде), экологический импринтинг заканчивается, щенок оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые. В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается
и становится практически невозможным изменить его последствия. Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно, продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условно-рефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении, мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации». Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов. Принято различать три вида условий содержания собак. Обедненные условия содержания (обедненная среда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где собакам предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования память у собак формирует «нервные модели стимулов» (Соколов), которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации, воспринимаемой собакой. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому собаки, выращенные за городом или в питомнике, так «боязливы» и «трусливы» в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника». Учитывая это явление, службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Hо нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, нарушается социализация собаки, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию. К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции собак.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность субстратов отрицательного подкрепления; в свою очередь это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой. Значительную роль в реагировании собак на незнакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха. При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде условно-рефлекторных реакций. Известно, что при стрессовых ситуациях, сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза, образуются условно-рефлекторные связи на состояние и инструментальные (реакция избегания) условные рефлексы, когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с этим встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение собаки. Например, при изучении неврозов и фобий у собак было показано, что возникновение неврозов в определенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов, вероятно, по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью.

Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстрела, взрыва, грозы), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение собаки в других условиях не обнаруживает явных нарушений. Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что собака на основании своего опыта считает знакомым. Hо также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций. Влияние «типа высшей нервной деятельности» на знак и выраженность реакций собак на ситуации и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД. Однако, например, Иванов-Смоленский (1932), Розенталь (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией, не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведенные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую — на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обстановкой. Такое воспитание собак повлекло за собой резкое различие в поведении щенков опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли «пассивно-оборонительной реакции», а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко выраженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливых» собак, они были отнесены к сильному типу. И.П. Павлов, первоначально связывающий наличие «пассивно-оборонительной реакции» со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы: «Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условно-рефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению» (И.П. Павлов, 1938). Как показали исследования Л.В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно-оборонительной реакцией» могут относится как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушинский приходит к выводу, что наличие «пассивно-оборонительной реакции» у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет:

1. «пассивно-оборонительная реакция», не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак;

2. «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы;

3. «пассивно-оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних. Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипических и средовых факторов. Hа выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить, какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций, является делом нелегким. Hо так или иначе, исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.H. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку, так Л.В. Крушинскому и Л.H. Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Hо при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь, осуществляя выращивание и воспитание щенка, находящегося в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые, с большой долей вероятности, контролируются генетически. По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. Эти изменения могут прогрессировать в психические отклонения и болезни у собак.

Хэмфри и Уорнер (1934) показали, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются независимыми наследственными признаками, определяющими рецессивными факторами, зависимыми в значительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки. Hа основании собственных исследований Л.В. Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама «пассивно-оборонительная реакция», а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно-оборонительная реакция» возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма. Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условно-рефлекторно связанными с опасными для животного последствиями. При этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и генетически зависимыми порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой нервной системы и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды посредством регулярных и целенаправленных тренировок.

Большинство из нас считают собаку бесстрашным животным, способным без тени сомнения броситься вперед, защищая жизнь и имущество хозяина. Однако, несмотря на природную храбрость и решительность, в душе у большинства наших четвероногих друзей живет достаточное число фобий и страхов, некоторые из которых могут основательно портить жизнь, как самим четвероногим трусишкам, так и их хозяевам. Так чего же боятся наши храбрые защитники?

Природа страха

Для начала следует разобраться — что же такое страх и откуда он берется? Начнем с того, что боязнь — вполне нормальное и природное чувство, присущее всем, без исключения, живым существам, и напрямую связанное с инстинктом самосохранения.

Маленький щенок по-своему бесстрашен. Он еще не привык опасаться за свою жизнь, предпочитая в любой непонятной ситуации искать защиты у матери, оберегающей его от неизвестного мира.

Впоследствии, когда щенок подрастает, вместе с ним растет и чувство неуверенности и опаски перед тем, что его окружает. Следствием таких, вполне естественных, страхов перед внешним миром можно считать классическую позу подчинения, присущую всем собачьим малышам. Благодаря ей, четвероногий кроха спасает свою жизнь, не давая повода для агрессии тем, кто сильнее его.

В этом возрасте особенно важно правильное поведение хозяина, не дающего щенячьим страхам закрепиться и перейти во взрослую жизнь. Прежде всего, это касается поведения самого владельца, которого кроха считает вожаком и чуть ли не богом. Если хозяин сам проявляет панический ужас перед каждой встреченной собакой или неизвестной ситуацией, такая реакция станет естественной для собачьего малыша, и впоследствии он также будет бояться всего, что вызывает страх у владельца.

Лучшей реакцией человека на все реальные или мнимые опасности, встречающиеся им на пути, будет спокойная уверенность в своих силах. Проблему, с которой вы не сможете справиться (например, агрессивная кавказская овчарка из соседнего подъезда, швыряющаяся на все живое) лучше обойти стороной. То, что не представляет опасности — лучше рассмотреть поближе. И маленькие лягушки, и шумные голуби при ближайшем рассмотрении становятся не такими страшными и позволяют маленькому щенку напитаться доверием к миру, в котором большинство встречающихся ему людей и зверей выглядит доброжелательно. Только заложив такую мощную позитивную основу, владелец может надеяться, что впоследствии, когда понадобиться, пес сможет перешагнуть через мощный природный инстинкт самосохранения, спасая, в первую очередь, не собственную жизнь, а своего хозяина или его имущество.

Страхи и фобии

Многие владельцы животных и не подозревают, что большинство даже самых смелых собак все равно боятся. Некоторые такие страхи вполне объяснимы, другие — абсолютно иррациональны, однако такие фобии, в большей или меньшей степени, присущи всем представителям собачьего племени.

Какие же страхи самые распространенные?

  • Боязнь громких звуков. Пожалуй, один из самых сильных и ярких собачьих страхов. Объясняется он, в первую очередь, тонким и чутким слухом животных. То, что для человека будет просто громким звуком, ваш питомец примет за оглушительный грохот, разрывающий барабанные перепонки. К большинству таких раздражителей собаки с крепкой нервной системой привыкают. Однако животным с тонкой душевной организацией до конца своих дней будут бояться раскатов грома, праздничных салютов или даже шума включенного пылесоса. К слову, бороться с такой фобией можно и нужно, иначе в одно прекрасное новогоднее или грозовое утро вы останетесь без собаки, сорвавшейся с поводка и в ужасе умчавшейся в неизвестном направлении.
  • Еще один сильный раздражитель, обусловленный физиологическими особенностями животных — неприятие резких запахов. Четвероногие обладатели чутких носов живут в мире сильнейших ароматов, в котором амбре резких духов хозяйки или обычного столового уксуса способно обжечь слизистую оболочку носа, приводя к полной потере обоняния. Именно поэтому большинство животных с недоверием и даже агрессией относятся хозяину в состоянии алкогольного опьянения. Спиртовой запах слишком силен и резок для них.
  • Резкие движения и вообще неадекватное поведение, как людей, так и других животных. также вызывает сильный страх. Даже самая сильная и смелая собака теряется, когда видит, что человек двигается по непривычной траектории, становится на четвереньки или резко меняет положение тела. Это, кстати, еще один повод агрессивного отношения к пьяным — согласитесь, мало кто бывает менее предсказуем в жестах и движениях, чем выпивший человек. Именно на этой боязни необычного и базируются рекомендации, как вести себя с агрессивным представителем собачьего племени. Если ваше поведение будет отличаться от общепринятого, (вместо страха и бегства можно громко и строго крикнуть на собаку, топнуть ногой или попытаться напугать ее безумными прыжками и размахиванием рук) у вас есть шанс заставить животное ретироваться.
  • Еще одна распространенная фобия никак не связана с внешними факторами. Речь идет о страхе одиночества и потери хозяина. Именно этот страх заставляет вашего лохматого любимца устраивать тоскливые концерты, оставшись дома одному и сносить к себе на подстилку ваши ботинки, пытаясь услышать знакомый запах.
  • Страх наказания также нередок среди четвероногих друзей человека. Многие владельцы собак припомнят, как нашкодивший пес на дрожащих полусогнутых лапах подходит к рассерженному владельцу. При этом он боится не столько физического наказания, сколько вашего гнева и неудовольствия.
  • Страх общественного транспорта. Нежелание ездить в тесных автомобилях чем-то напоминает клаустрофобию. Генетическая память, доставшаяся собакам в наследство от диких сородичей, говорит о том, что чем уже пространство и меньше места для маневров, тем более уязвимым и беспомощным является зверь. Именно по этой причине испуганную или нервничающую собаку ни в коем случае не стоит прижимать к себе, тем самым ограничивая ее подвижность. Этот жест она воспримет как дополнительную угрозу и разнервничается еще больше.
  • Нередко страх вызывает та или иная ситуация, которая когда-то напугала животное в жизни. Удивительно, но братья наши меньшие довольно злопамятны в хорошем смысле слова, и никогда не забудут, где в прошлый раз их подстерегала опасность. Ваш легкомысленный питомец, забывающий команды через 20 минут после дрессировки, будет на протяжении несколько лет поджимать хвост в подворотне, где на него когда-то напал дворовый пес, и стараться побыстрее пробежать опасный участок.
  • Отдельным пунктом среди фобий наших домашних питомцев следует выделить нестандартные страхи. Среди собак встречаются большие чудаки, которые могут пугаться совершенно невероятных вещей. Некоторые псы боятся открытого зонтика, звука колокольчика или определенного места в квартире.

Как победить страх

Есть несколько известных собачникам хитростей, которые повышают уверенность в себе даже у чрезмерно робких и нервозных собак. Уверенность вашего питомца в себе повышается в следующих случаях:

  • На своей территории (в доме, квартире, на приусадебном участке или в местах привычного выгула).
  • На поводке. Зачастую собаки, не проявляющие решительности, значительно смелеют, стоит их взять на поводок или же крепко схватить за ошейник. Возможно, это происходит потому, что животное чувствует близость человека с другой стороны поводка или же считает привязь своим личным пространством, на котором ей ничего не грозит.

Отдавая должное уму и преданности наших четвероногих друзей, каждому любящему хозяину стоит научиться снисходительно относиться к собачьим страхам и фобиям. Ни в коем случае нельзя наказывать или ругать испуганного пса. Во-первых, это абсолютно бессмысленно, а во-вторых нарушает доверие и уважение животного к человеку, а это намного страшнее, чем избирательная трусость.

Если проблема с собачьими страхами кажется вам ненормальной, стоит обратиться к опытному дрессировщику или зоопсихологу, которые посоветуют адекватный путь решения проблемы. Если же фобия вашего питомца не доставляет вам особых проблем, постарайтесь просто избегать ситуаций, в которых она проявляется.

И еще один важный пункт: помните, что трусливые собаки в большинстве случаев рождаются от трусливых родителей, поэтому тщательно выбирайте производителей, от которых вы хотели бы купить щенка.

Читайте далее:

  • Собака-трусишка – бороться или само пройдет?
  • Можно ли наказывать собаку?
  • Как защититься от бродячих собак
  • Неожиданные опасности для собак
  • Поведение собаки в конфликтной ситуации. Стоит ли надеяться на защиту?
  • Черный список методов обращения с собакой

Сохранить статью?

в фейсбук в контакт в одноклассники в твиттер в ватзап в пинтерест
Проект существует благодаря интернет-магазину зоотоваров и товаров для груминга thezoo.ru

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*