admin / 03.10.2020

Стиль в ландшафтном дизайне

Проектируя свой собственный плодовый или декоративный сад, нужно учитывать особенности ландшафта. Умение подчеркнуть достоинства приведет к гармоничному результату и подарит лучшие моменты отдыха на вашем участке.

Оформление сада может различаться по структуре, характеру размещения деревьев и расстоянию между ними, составу пород, уровню интенсивности плодоношения.

Растения сада должны органично сочетаться с ландшафтными элементами и быть желанными. Ни один сад не сохраняет первозданный вид, требуется уход. Естественно, приятнее ухаживать за приносящими радость растениями.

По породному составу все сады можно разделить семечковые, косточковые, орехоплодные, ягодники и смешанные. Каждый хозяин земельного участка выбирает нужный ему вид и сорт растений.

По силе роста деревьев:

  • — сильнорослые имеют высоту деревьев до 6 метров, крону шириной 4-5 метров. Ширина между деревьями – 3-4 метра. Рекомендуемое расстояние междурядий – 7-8 м;
  • — на семенных сильнорослых подвоях (среднерослые) бывают разной силы роста и плотности. Предпочитают такого типа деревья в зонах с суровым климатом;
  • — слаборослые сады создаются на вегетативно размножаемых подвоях (среднерослых, карликовых). В зависимости от типа подвоя высота деревьев в саду – 2-4 метра. Расстояние между стволами – от 1.5 до 4 метров, между рядами – 0т 3.5 до 5.5 м.

Низкорослые деревья больше подходят для бизнеса в плодоводстве.

По скороплодности:

  • — поздней спелости – урожай можно собирать на 6-7 год;
  • — среднеплодные – приносят фрукты на 5-7 год после посадки;
  • — скороплодные дают урожай уже на третий или четвертый год.

По долговечности:

  • — от 25-35 лет плодоношения;
  • — недолговечные дают фрукты 15-20 лет.

По конструкции:

  • — с полусферическими кронами;
  • — с рядами деревьев, имеющих широкую крону;
  • — узкокронные;
  • — пальметтные – с поддержание плоской плодовой стены;
  • — с малообъемными кронами;
  • — многострочная схема посадки деревьев с небольшой кроной и кустарников;
  • — луговые с высокой плотностью посадки выглядят, как питомники и используются для получения прибыли.

Спуровые и колонновидные типы растений и их посадки находятся на стадии изучения.

На уровень интенсивности влияет множество факторов: начало плодоношения, урожайность, продолжительность жизненного цикла и пр. Сила роста плодовых деревьев и скороплодность находятся в обратной зависимости: чем сильнее рост, тем позднее плодоношение.

Человек активно преобразует окружающий мир, изменяя его внешний облик в зависимости от своих представлений о гармонии.

Ландшафтный дизайн — это комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное — оригинальным и неповторимым.

Каким будет ваш участок? Будет ли на нем альпийская горка и каменистый сад, или вы предпочтете устроить пруд и цветники? Может быть, около вашего коттеджа будет играть в солнечных лучах струями фонтан, а зеленые аллеи шелестом листвы будут звать на прогулку? Какой стиль вам ближе: английский или французский, китайский или японский? А, может, сад ароматов станет украшением и гордостью вашего участка? Современные подходы к ландшафтному дизайну ни в чем не ограничивают полет вашей фантазии.

Стремясь организовать пространство вокруг своего дома, вы в первую очередь создаете сад. Он может быть плодоносящий, с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, или просто декоративный, для любования растениями, для того, чтобы ощущать в нем покой и радость, и даже почти дикий, имитирующий природные сообщества. Идеальный вариант – когда ландшафтный дизайн не только не противоречит стилистике дома, но и является продолжением его интерьера.

Уже на этапе ландшафтного планирования нужно учесть потребности всех членов семьи, и предусмотреть необходимые сооружения и зоны. Сделать среду удобной для работы и отдыха, но добиться при этом наибольшей эстетической выразительности — основная задача ландшафтного дизайна. Внешний вид и функциональность взрослого сада тоже можно улучшить – проложить новые дорожки, добавить изгороди или декоративные стенки, построить игровую площадку, организовать место отдыха, разбить новые клумбы. Даже если участок совсем мал, нелишней окажется скамейка или небольшая беседка в любимом уголке, где хочется уединиться, чтобы понаблюдать за долгожданным цветением или суетливой жизнью насекомых и птиц в саду.

Древесные растения являются структурной основой в ландшафтном дизайне, но растут они не быстро. Поэтому на начальных этапах особенно актуально включение быстрорастущих лиан и разнообразных многолетников, которые в короткое время сделают ландшафтный дизайн привлекательным. При подборе растений важно учесть условия вашего участка – освещенность, обеспеченность влагой, плодородие почв.

Для тех, кто любит цветущие растения, источником постоянного художественного творчества могут стать цветники и клумбы. Цветники из однолетних растений могут быть теми живописными мазками, с помощью которых год от года можно менять цветовую гамму и характер сада, выплескивая в него то энергию горячих тонов, то спокойствие нежных, уютных красок.

Еще один способ добавить цвета, особенно актуальный в ландшафтном дизайне небольших пространств – контейнерное озеленение. Цветы в вазонах и горшках, подвесные корзины, вертикальные клумбы удобны тем, что занимают совсем немного места, легко перемещаются и не доставляют много хлопот по уходу.

Последний штрих в ландшафтный дизайн участка поможет внести садовый декор — оригинальные аксессуары, элементы мозаики, красивые емкости для растений, декоративные ограждения, старинная утварь, цветные отсыпки, причудливые коряги и художественные изделия из дерева, камня и металла, и даже текстиль. Они помогут объединить по стилю сад с убранством дома и сделать его особенным.

Вы можете попытаться сотворить сад своей мечты самостоятельно и все сделать своими руками, или воспользоваться услугами профессионалов по ландшафтному дизайну. Все в ваших руках, главное – начать двигаться к цели!

В этом разделе мы предлагаем вам энциклопедию материалов по ландшафтному дизайну, охватывающих самый широкий круг вопросов: проектирование, вертикальное озеленение, живые изгороди, освещение, устройство водоемов, цветники и газоны, дренаж, мощение дорожек, фонтаны и много другой полезной и интересной информации по озеленению и благоустройству территории.

Ландшафтный дизайн – деятельность по созданию красивой и удобной среды на различных территориях, как правило, вне пределов жилища — в саду, в парке, в зоне отдыха, и пр. Цель этой деятельности — создание эстетики и гармонии природных и рукотворных форм. Ландшафтный дизайн предоставляет поистине безграничные возможности для творчества и позволяет сказочно преобразить даже скромный приусадебный участок. В этой небольшой статье познакомьтесь с основными компонентами ландшафтного дизайна и с терминологией.

Сад в английском стиле

Стили ландшафтного дизайна

Основные разновидности ландшафтного дизайна:

  1. Регулярный или классический, когда все элементы имеют четкую линейную форму, предпочтение отдано крупным газонам и парадным цветникам. Водоемы имеют идеально ровную форму. Особняк с фонтаном
  2. Пейзажный – создает иллюзию ландшафта, созданного природой. Элементы причудливы, имитируют природные объекты, нет больших газонов, водоемы имеют неправильную форму. Пейзажный парк

В рамках каждого направления дизайна сформировались различные стили, которые отличаются применяемыми формами и элементами, материалами и предпочитаемыми растениями. В настоящее время выделяют много стилевых направлений в современном ландшафтном дизайне, например:

  • английский стиль
  • стиль хай-тек
  • скандинавский стиль
  • японский сад
  • кантри
  • минимализм

и другие.

В рамках каждого стиля предполагается соблюдение определенных правил выбора отдельных элементов дизайна и их сочетания. Подробное описание каждого из перечисленных стилей можно найти на нашем сайте по соответствующим ссылкам выше.

Основные составляющие ландшафтного дизайна

  1. Разнообразные растения (травянистые, кустарники и деревья). Китайский можжевельник Pfitzeriana Glauca
  2. Малые архитектурные формы (беседки, статуи, вазоны, скамьи из различных материалов). Садовые вазоны
  3. Искусственные водоемы. Пруд в стиле «минимализм»

Выбор элементов зависит от размера участка, эстетических предпочтений дизайнера и стилевого направления.

Крупные формы: деревья и кустарники

Для создания сравнительно крупных элементов применяют кустарники и деревья (как обычные, так и карликовые), из которых могут быть составлены:

  • аллеи – ровные ряды растений вдоль дорожки;
  • живые изгороди – ряды близко высаженных кустарников;
  • посадки букетного и гнездового типа – группа из нескольких растений, высаженных по кругу;
  • бордюры – обрамление отдельных участков с помощью низкорослых плотно высаженных кустарников;
  • солитеры – отдельно высаженные кустарники или деревья особо ценных пород;
  • кулисы – сплошной ряд деревьев или кустарников, ограничивающих обзор дальней перспективы;
  • лабиринты – высокие живые изгороди, образующие систему запутанных дорожек;
  • топиари – мелколиственные кустарники и деревья, крона которых имеет причудливую форму благодаря фигурной стрижке.

Все эти элементы наиболее характерны для дизайна регулярного вида.

Простор для фантазии: цветы и злаки

Газон — неотъемлемый элемент сада, служит чудесным зеленым или цветным фоном для других объектов.

Газон

Цветы — самый яркий элемент ландшафтного дизайна. Существуют определенные способы организации цветов в цветниках и клмубах, позволяющие наиболее полно раскрыть их красоту.

  • клумба – посадка цветов, образующая по контуру и площади определенную геометрическую форму;
  • арабеска – клумба необычной, затейливой формы;
  • рабатка – окаймляющая полоска из цветов;
  • моносад – участок, на котором выращивают один определенный вид цветов (розарий, гладулярий, сирингарий, георгинарий);
  • бордюр – узкий ряд цветов одного вида по кромке живой изгороди;
  • миксбордер – бордюр, составленный из цветов, разных по виду, цвету и высоте.

Газон и миксбордеры

Романтический флер: ампельные растения

Ампельными называют растения, выращиваемые в подвесных плошках и кашпо. Как правило, они имеют свисающие вниз стеблиЮ либо наоборот, поднимающиеся вверх по опорам.Их использование – эффектный прием вертикального озеленения. С их помощью создают и декорируют:

  • перголы (навесы) и арки – для оформления входа в сад;
  • трельяжные решетки и шпалеры – в качестве зеленых стен и перегородок, позволяющих зонировать пространство;
  • беседки, навесы, веранды – вьющиеся растения на их стенах создают романтический образ.

Декорирование ворот растениями

Малые архитектурные формы

К малым архитектурным формам (сокращенно МАФ) относятся:

  • беседки
  • скамейки
  • статуи и фигуры
  • вазоны и цветочницы
  • альпинарии (альпийские горки) – искусственные горки, имитирующие горный ландшафт в миниатюре
  • рокарии – сад камней на равнинном участке.

Читайте о МАФ в соответствующих рубриках и статьях нашиего сайта.

Альпийская горка в центре газона

Водоемы

Водоемы — неотъемлемая часть сада. Вода успокаивает, дает отдых глазу и придает саду умиротворенность и покой. Существует безграничное количество вариантов создания и оформления искусственных водоемов в саду. Технология создания водоемов и ухода за ними отработана и освоена. Читайте о вариантах водоемов в соответствующей рубрике нашего сайта.

Водоем — центр дизайна сада

Разнообразие стилей и форм позволяет экспериментировать и получать очень эффектные ландшафты даже на сравнительно небольших участках. Надеемся, наш сайт поможет вам в этом.

Садово-парковое искусство развивалось на протяжении многих столетий, отражая философию и культуру своего времени. Выделяют два основных направления в садово-парковом искусстве и несколько стилей. Первое направление связано с

подчинением природе порядку и геометрическим линиям, второе это вписывание искусственных сооружений в изгибы природного ландшафта. В соответствии с направлениями выделяют следующие основные стили садово-паркового искусства:

1. Пейзажные сады Китая

Если верить китайской хронологии, в Китае создавались императорские сады еще тогда, когда в Европе жили варварские племена. Сады в Древнем Китае устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый) Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука). По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка. Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

2. Японские сады

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада — камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода — женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный — на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…

3. Мусульманские сады

Все в этих садах напоминает образ мусульманского рая – небольшие фонтаны, благоухающие цветы, поющие птицы…

Основу мусульманского сада, составляет так называемый «чор-багх» (в переводе на русский «четыре сада»). План формируется из одного или нескольких квадратов. Больший квадрат делится на четыре меньших. Строгая геометричность планировки подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой. В центрах квадратов часто стоят небольшие фонтаны или бассейны, облицованные мрамором, разноцветными керамическими плитками и стеклом, которые являются главным украшением всего сада. Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода – источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад.

Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

4. Регулярный стиль

Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV, того самого, который сказал «Государство — это я». Его правление было описано в романах Дюма «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя». Именно при Людовике XIV был создан знаменитый дворцово-парковый комплекс Версаль. Прямые аллеи, лучами сходящиеся ко дворцу; символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов — все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам.
  • Ярко выражена основная ось композиции — стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

5. Пейзажный стиль

В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы». Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

  • Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов — подражание природному ландшафту.
  • Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
  • Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
  • Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
  • Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
  • Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
  • Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

6. Стиль Кантри

Сад в стиле кантри отлично подходит для небольших участков, для создания плодового сада и огорода, поскольку эти элементы являются обязательным атрибутом данного стиля. В таком саду очень ценится старина и чувство юмора. С каждым годом сад в стиле кантри будет становиться еще более очаровательным и колоритным, поскольку заросли малины или старое дерево с дуплом будут дополнением стилистики, а не досадным упущением. Данный стиль отличает предельная простота, функциональность и удобство, что делает его настоящей находкой для всех, кому хочется простого и комфортного отдыха загородом.

7. Стиль Модерн

Прежде всего, модерн, конечно же, проявляется в использовании современных материалов — это стекло, металл, новые композитные материалы. В этом саду вы можете воплотить любые, даже самые смелые желания и фантазии. Многое из того, что было бы неприемлемо в других стилях, способно здесь даже украсить, стать «изюминкой». Такой сад — это современные динамичные формы, как правило, здесь царствует геометрия. Сад хай-тек уравновешивает «алгебру и гармонию», он необычайно удобен для жизни, как правило, лаконичен — в нем самые эффектные решения — они же и самые простые. Отличительными особенностями сада в стиле модерн являются простота линий и почти скульптурное качество пространства. На плане или в трехмерном изображении формы простые и геометрические либо плавные и органичные – но точно так, как Ле Корьбюзье, «машина для жилья», так и формы в таком саду строго функциональны, поскольку сад – это комната на свежем воздухе, место для активного отдыха. Плавательный бассейн и джакузи очень четко вписываются в интерьер, возможно, вместе с тенистым кортом. Цвета яркие и чистые, характеризуются резким контрастом. Растительность густая, архитектурная, строгая по линии; крупнолистные хвосты и колосовые злаки представляют собой модные образцы. Допускаются и аксессуары, но сдержанность обязательна, поскольку один тщательно подобранный предмет усилит модернистскую концепцию «меньшее есть большее».

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*