admin / 19.07.2020

Символ кошка

У египтян кошка ассоциировалась с луной и посвящалась богиням Исиде и Баст (или Бастет, последняя была хранительницей супружеского союза), отождествлялась с ночью, плодовитостью и весельем. Богиня Баст (Бастет), в египетской мифологии богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка.

Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Иногда Баст считали женой бога-творца Птаха или отождествляли с богиней неба Мут, а также с высокочтимыми в Египте богинями Уто, Тефнут, Сехмет и Хатхор, в связи с чем Баст также приобрела функции солнечного Ока.

Как считали египтяне, кошка была послана богами в этот мир, чтобы охранять его от потусторонних неблагоприятных сил (сходное представление распространено в Китае). Согласно египетскому мифу, бог солнца Ра в облике рыжего кота убил под сикоморой (священное мировое древо) змея Апопа.

Смешение образов кошки и львицы привело к тому, что кошка также стала связываться в Египте с идеей царственности. В Японии кошка считалась вредоносным существом. В скандинавском мифе рассказывается о том, как бог Тор не смог поднять кошачью лапу, потому что кот в действительности оказался мировым змеем Ёрмунгандом.

Окрас кошки нередко обуславливает дополнительную символику образа. Так, черный кот ассоциировался с мраком и смертью; в буддизме почиталась золотисто-рыжая кошка, так как, по преданию, она спасла драгоценные рукописи священного канона. В средневековье черный кот – символ дьявола.

Кошка в символике у многих народов считается священным животным. Кошки практически повсеместно олицетворяют женскую злость, способность перевоплощения, чувственную красоту, ясновидение и хитроумие. Они так же могут быть символом силы, изящества и независимости, олицетворять интуицию. В веровании различных народов, кот может выступать как символом удачи, так и предвещать неприятности.
Еще в Древнем Египте кошка в символике обладала сверхъестественной силой, благодаря чему их обожествляли. В египетской символике кошки олицетворяли добро. Существовал даже культ Божественной кошки — Баст. Эта богиня изображалась, как женщина с кошачьей головой.
Жрецы считали кошку олицетворением магнетических сил природы. Зачастую изображалась, как помощник солнца, отрывая олову загробной змее.
Немного позже, появилась кошка в символике Греции, где стала атрибутом богинь Артемиды и Дианы. В Риме, своеволие кошки стало символом свободы.
Кошка в символике кельтов символизировала злые силы и не редко приносилась в жертву Богам. А вот у скандинавов, богиня Фрейя изображалась едущей в колеснице, запряженной кошками.
Мусульмане верят, что первый кот родился в Ноевом ковчеге. Мухаммеда спас от змеи именно кот, после чего пророк погладил его по спине, и кот обрел способность приземляться только на лапы. В других мифах указывается, что темные полоски на шерсти животного — это следы от пальцев пророка.
Кошка в символике Японии является предвестником неудач. А в Китае символизирует долгую жизнь.
Англичане считают черного кота символом удачи. Согласно мифам, у черного кота есть часть магической силы, переданной от ведьмы. Если в Англии черный кот пересекает дорогу — это символ удачи. Может символизировать распутную женщину.
Кошка имеет негативный образ в фольклоре о ведьмах.Они там изображаются приближенными сатаны. Ассоциируется она и с сатанинскими оргиями, воплощая в себе жестокость и похотливость дьявола. Когда ведьма садилась на метлу — черный кот взбирался за ней.

Всем здравствуйте!)))

Сегодня мне бы хотелось рассказать об ассортименте подвесок в магазине !

Кстати, хочу сказать, что все изделия в магазине явлются оригинальными и подлинными!)))

Итак!!!

Подвеска – это, вероятно, самое старое украшение, которое придумал человек. Раньше в виде подвесок использовались кости или камешки, но со временем это украшение превратилось в искусное ювелирное изделие, как правило, богато инкрустированное драгоценными камнями.

Еще в первобытную эпоху люди носили подвески, обозначая так свой пол, показывая достаток и положение в обществе.

Также подвески выполняли роль оберега, талисмана, амулета против злых духов.

В наше время эта тенденция сохранилась: подвески стали не только стильным аксессуаром, но и неким магическим символом удачи, благополучия и везения!

Поэтому прежде чем покупать, дарить или использовать мастерам подвески в своих изделиях необходимо знать их значение.

Начнем с подвески слоника!

Слон — символ величия, силы, власти, мудрости, богатства, благополучия долголетия и верности! В Индии слон считался царем зверей — своими размерами и важной неторопливостью он внушал людям мысль о свой исключительности.

Ювелиры с древности используют в своих украшениях изображения слонов. Эти изделия несут самую сильную и положительную энергетику для человека. Такие украшения подойдут людям, стремящимся к стабильности, уверенности и устойчивости в жизни.

Кошка привлекает денежную удачу, процветание и новые возможности. Поднятая лапа у кошки — к деньгам, т.е. к приросту богатства и прибыли.

Также кошка как священное животное у многих народов символизирует хитрость, развитую интуицию, ясновидение, чувственную красоту, способность к перевоплощению. Фигурка кошки — символ вечности, независимости, изящества и грации, царица любви! Считается, что она защищает от сглаза.

Если приобрести подвеску в виде милой кошки, которая изготовлена из серебра, то действие такого талисмана усиливается в два раза.

Рыбки символизируют богатство. Они используются для привлечения процветания и изобилия в доме или офисе. Рыбка, смотрящая вверх, способствует движению по карьерной лестнице, гарантирует высокие достижения, признание и славу.

Чаще всего в качестве талисмана используют карпа, золотую рыбку, а также рыбку-дракона.

Сердце – пожалуй, излюбленный символ, не только в ювелирной индустрии, но и во всех отраслях искусства, ведь он воспевает самое светлое и чистое чувство на Земле – любовь.

Символ сердца уже давно используется как символ для обозначения духовных, эмоциональных, моральных и интеллектуальных устоев человека, привлекающий любовь и романтику!

Казалось бы, ну что особенного в таком обычном предмете, как ключ? Но как ни странно, есть множество людей, выбирающих именно ключ талисман.

На самом деле, любой ключ — это не совсем простая вещь, а фактически разгадка к тайне. Да и чаще всего в качестве талисмана выбирают не просто ключ, а ключик, имеющий секрет — изящный и старинный. Человек, который выбирает именно такой ключ талисман — неисправимый романтик, склонный к мечтаниям. Для него ключ — признак того, что когда-нибудь он сможет открыть дверь своей мечты и оказаться в сказке.

Серебряный ключ больше всего подойдет студентам и школьникам в качестве талисмана, ведь такой талисман помогает лучше усваивать знания и ориентироваться в получаемой информации. Имеет смысл приобрести серебряный ключ и начинающим бизнесменам — он поможет в благосклонности банков.

Ключ в виде кулона на шее поможет приблизить к себе дорогого человека. Только нужно будет носить его исключительно бороздкой вниз, продев через верхнее кольцо шнурок или цепочку.

Змея, как талисман наделяет своего обладателя силой воли и целеустремленностью. Любое начатое дело будет доведено до конца. Талисман змеи одаривает мудростью и терпением. С таким талисманом можно не бояться козней «друзей», опасностей и разочарований. Талисману в виде змеи приписываются и такие свойства, как долголетие и вечная молодость, ведь она сама способна обновляться. Повышение своей интеллектуальной планки, развитие сверхъестественных способностей, жизненная активность, тяга к искусству – все эти качества развиваются в человеке благодаря талисману змейке.

На Востоке Змея – символ женской красоты, символ таинственных сил, телепатии, ясновидения.

Талисман в виде дракона поможет найти истинную любовь. Китайские философы утверждают, что у каждого человека, живущего на этой земле, есть своя вторая половинка. И по-настоящему счастлив человек будет тогда, когда найдет ее. А это очень сложно сделать, ведь людей так много и найти свою любовь очень сложно. Талисман в виде дракона поможет найти именно настоящую любовь – свою вторую половинку.

Мужчина, носящий талисман в виде дракона, будет пользоваться огромной популярностью у женщин, но это не означает, что он будет изменять, напротив, он будет верен своей избраннице.

А женщина, носящая этот талисман, даже нехотя, будет создавать вокруг себя атмосферу полной гармонии. Ею будут восхищаться.

Только нельзя носить дракона рядом с сердцем — не надевайте кулон на длиной цепочке. Однако дракон на шее обеспечивает защиту, так что можно носить кулон на короткой цепочке.

С античных времен сова является символом познания, проницательности, мудрости и просвещения, а в Китае еще и знаком богатства. В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, носившей эпитет «совоокая». Символом мудрости и познания сова стала в силу того, что ее природное поведение напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала ее символом проницательности.
В мифах славян мудрая птица иногда выступает в роли хранительницы легендарной разрыв-травы, дающей возможность герою отыскать спрятанные под землей сокровища и овладеть зачарованными кладами.

И в наши дни совушка считается символом мудрости, защиты от черных сил и злых чар, сглаза, сохранения богатства в доме и привлечения удачи.

Огромные светящиеся глаза птицы глядят в самую суть, от них, как от зеркала, отражаются дурные помыслы, завистливые взгляды, нехорошие пожелания. Чтобы сова стала талисманом – оберегом от сглаза и магических сил, следует выбрать фигурку с широко распахнутыми глазами. Можно приобрести кулон или подвеску, главное, чтобы ювелирное изделие приковывало внимание окружающих. Лучше, если глаза ночной птицы будут сделаны из драгоценных или полудрагоценных камней.

.

В древнегреческой мифологии Пегас — крылатый конь Зевса. Также Пегас — крылатый конь муз, который появился из шеи Медузы, когда Персей отрубил ей голову. От удара копыта Пегаса забил чудесный источник, дающий вдохновение творческим натурам. Символизирует вдохновение, созерцание прекрасного и красноречие. В европейской геральдике Пегас использовался в гербах мыслителей и творцов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой.

Сейчас талисман в виде крылатого коня считается талисманом всех влюбленных. Как древнегреческий Пегас помог Персею спасти Андромеду, так талисман помогает сохранить любовь. Стоит только подарить своему избраннику(це) такой талисман и он (она) никогда с вами не расстанется, ведь через талисман к нему (ней) перейдет ваша любовь, которую ваш возлюбленный(ая) будет постоянно чувствовать.

У разных народов мира стрекоза имеет совершенно разное значение.
У европейцев стрекоза — символ легкости, изящества, наступления лета, а также легкомысленности и эгоизма. Символ женщины легкой и прекрасной, которая любит веселиться и не задумывается о будущем. Именно этот символ использован в басне Крылова Стрекоза и Муравей.
Позже, во времена декаданса стрекоза становится символом роковой женщины — красивой, легкой, но расчетливой и хищной. Сочетание легкости, стремительности и хищной природы вдохновляло художников, поэтов, ювелиров — они создали множество прекрасных произведений искусств, отождествляя стрекозу с женственностью и неразгаданной женской природой.
По латыни стрекоза называется очень поэтично odonatum — рожденная ароматом вселенной. В античном искусстве стрекоза изображалась как символ идиллического спокойствия и красоты.
В средние века в Европе стрекоза была зловещим символом. Ее называли «чертова игла» и считали, что укус стрекозы ядовит. Стрекоза была одним из символом ведьм. Также стрекоза считалась символом фей. Согласно древним кельтским легендам, иногда малый народ превращался в стрекоз, чтобы носиться над чистыми ручьями и глубокими омутами и заманивать незадачливых ловцов в опасные ловушки. На некоторых картинах феи изображаются с крылышками стрекозы.
В Японии стрекоза (томбо) — мужской символ. Стрекоза почитается как символ мужества и считается национальным символом Японии. Остров Хонсю называют иногда Островом Стрекоз. Красных японских стрекоз приносили в жертву богам, прося мужества и победы в бою.
У североамериканских индейцев стрекоза — символ возрождения, восстановления после тяжких испытаний. Такое значение символа стрекозы бытует в Соединенных Штатах.
В Фен Шуй стрекоза — символ ветра, существо стихии воздуха, бессмертия, возрождения. Ее изображение используют, когда нужно оживить отношения, ставшие рутиной.

Украшение в виде стрекозы дарит человеку легкость, непринужденность, коммуникабельность, помогает привлечь к нему новых людей.

Птичьи перья — в основе их символизма лежит невесомость перьев, способность птиц летать и духовные качества, которыми наделяли птиц.

Птичье перо символизирует истину, легкость, Небеса, высоту, скорость, простор, бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха, противопоставленный принципу влажности, сухость. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство.

Бабочка— символ души, бессмертия, возрождения и воскресения. Она символизирует способность к превращениям, к трансформации, так как это прекрасное крылатое существо появляется на свет, преображаясь из маленькой ползающей гусеницы. Бабочка несёт в себе творческое начало, помогает с лёгкостью воспринимать окружающую реальность, своими радужными красками раскрашивая серые будни.

Это символ творческих людей: художников, писателей, поэтов, музыкантов. Поможет этот талисман и тем, кто хочет ярких перемен в своей жизни.

Кулон в виде бабочки для женщины может стать настоящим оберегом (амулетом). Считается, что женщины благодаря таким украшениям смогут привлечь в свою жизнь достойного мужчину и удержать его возле себя.

Ярило — это бог древних славян, который пользуется почетом и поныне: во все времена он занимал центральное место на небесном склоне. Его талисманы давали своему владельцу достаток, гарантировали сильное мужское начало. Также подобный знак помогал восстановить свою внутреннюю энергию и привносил равновесие в жизнь человека. Но помимо вышеозначенных функций, такой символ давал защиту от любых жизненных неурядиц, как физического, так и энергетического воздействия.
Этот магический символ может увеличить запас жизненной энергии, в данное время люди обращаются именно к этому талисману, чтобы восполнить запас жизненных сил. Амулет помогает каждому избавиться от бед, горестей и просто мелких неприятностей, а значение его зависит от внутренних потребностей самого человека.

От солнца исходит потребность жить, творить, вести активный образ жизни.

Надеюсь, подборка будет интересной!)

Заходите за подвесками в магазин !!!))

Всем добра!)))

Символ домовитости, благополучия, мудрости и справедливости

Это – о кошке, уважаемый читатель, об обыкновенной домашней кошке, неизменном обитателе жилища человека с незапамятных времён. Она – олицетворение домашнего уюта, участник детских забав, отдушина тусклых будней одиноких и обделённых судьбой людей.

Судьбы кошки и человека чудным образом переплелись. В фосфорических глазах своего домашнего спутника люди могли читать и читают нечто о самих себе.

Можно говорить о четырёх больших эпохах взаимодействия этого симпатичного зверька и человеческого общества. Истоки такого содружества поначалу были чисто экономическими. Первые земледельцы создавали запасы зерна, которыми охотно пользовались полчища грызунов. Археологи предлагали даже считать одним из свидетельств древнего земледелия обилие на раскапываемом поселении следов деятельности мышей. Для борьбы с ними была использована кошка: в одном из древнейших земледельческих поселений мира, Иерихоне, в слоях VII тысячелетия до нашей эры, найдены костные останки этого древнего домашнего животного. Это была поджарая длинноногая степная кошка. Интересен факт общности термина для обозначения кошки в индоевропейских языках: кот, cat, chat, katze. Видимо, он заимствовался по мере распространения самого животного, в отличие от разнообразия названий собаки, которая могла быть одомашнена разными группами палеолитических охотников.

Так началась первая большая эпоха во взаимодействии кошачьего племени и человеческой цивилизации. Для древнего общества были характерны анимизм (вера в существование душ и духов) и зооморфизм, и потому мировые религии нередко используют кошачьи атрибуты. Особенно ярко это видно по знаменитым египетским богам, среди которых кошка занимала почётное место. Она была тем же степным поджарым животным, что и в Иерихоне, но, возможно, приручена была земледельцами Египта самостоятельно и своим предком имела дикую нубийскую кошку. Звали египтяне кошку звукоподражательно – «миу», что сохранилось и в современной классификации, где особая порода так и называется – миу египетская.

Египетская богиня Бастет, или Баст, изображалась с кошачьей головой. Она считалась символом счастья и любви, покровительствовала плодовитости и деторождению. (Кошки в этом отношении заметно выделяются в мире млекопитающих: в США известна кошка, которая за свою жизнь родила 420 котят). Любовь египтян к кошкам образно описана Геродотом, в словах которого сквозит некоторое удивление такому непонятному для него пристрастию. Трупы кошек, как сообщает Геродот, отвозят в город Бубастис (центр культа богини Баст в Нижнем Египте), бальзамируют, погребают в священных покоях. На одном из некрополей в Бени-Хасан (Центральный Египет) насчитывается до 130 тысяч кошачьих захоронений. Возможно, связь кошки с именем древнеегипетской богини дошла и до наших дней. Считается, что одно из наименований котят и кошечек – Puss, Pussy, Pussycat – это трансформация древнеегипетского Bastit – Pasht.

Апофеозом кошачьего зооморфизма стало продвижение кошек на высшие ступени божественной иерархии. Великий бог солнца Ра порой выступает в образе огненно-рыжего кота. В гробнице XIV в. до нашей эры найдена фреска с изображением великого бога солнца Ра в виде рыжего кота, который отрубает голову дракону – воплощению хаоса и тьмы. Ра выступает в виде рыжего кота и в знаменитой «Книге мёртвых».

Позже кошки пускаются в далёкие путешествия, всё шире осваивая цивилизованный мир Средиземноморья. Считается, что распространили домашнюю кошку мореплаватели – финикийцы. В античном мире она стала атрибутом цивилизованного, благоустроенного образа жизни. На греческих вазах мы видим знатных дам, забавляющихся этим игривым животным. На мозаиках Помпей есть изображение кота, бесцеремонно хозяйничающего на птичьем дворе. С виллами римской знати кошки распространились по Европе вплоть до Британии. Высоконогий поджарый степной кот в ходе этих странствий вступил в мезальянс с европейской лесной кошкой, более коротконогой и мохнатой. Так были заложены основы современных кошачьих пород. До появления домашнего кота римляне использовали против мышей хорьков, ласок и змей. Римский писатель IV в. нашей эры Палладиус специально рекомендует для борьбы с мышами не традиционного для римлян хорька, а именно кота. Не обошла идеологию великой державы древности и кошачья символика: кошка фигурировала на значках римских легионеров как символ ловкости и храбрости; свободолюбивый кот стал символом восстания Спартака.

Суфлёр. Рисунок: А. Кулинич

Вторая большая эпоха – это средневековье, когда с деградацией античной цивилизации во многих отношениях наступили тёмные времена. Кое-где, правда, теплились старые традиции, и кошки были одним из немногих видов животных, которым разрешалось обитать в женских монастырях. Святой Патрик, распространявший христианство в Ирландии, путешествовал в сопровождении кота-змеелова. Но в целом на кошачье племя обрушилась волна жестокости и бессердечия: кошек сжигали, топили, убивали самыми варварскими способами (эти гонения совпали с отмечавшимся особой жестокостью преследованием прекрасной половины человечества, приведя кое-где даже к падению численности женского населения).

Истоки этой напасти не вполне ясны. Акты жертвоприношения, часто встречающиеся при различных обрядах, затрагивали и кошек. Так, в Пикардии их приносили в жертву при сборе урожая. Но именно церковь объявила кошек сопричастными силам зла и подняла волну людских суеверий. Кот попал в свиту дьявола, а катары (одно из еретических движений) вообще считали кота воплощением дьявола. Гонения на кошек были официально канонизированы. Папа Григорий IX, основатель инквизиции, в булле Vox in Rama среди гнусных вожделений прямо указывал на привязанность к чёрным котам. В качестве представителей сил зла кошки фигурировали на процессах поклонников Люцифера в Марбурге, тамплиеров во Франции. Кошек сжигали и сбрасывали с башен на Пасху и в день летнего солнцестояния. Их сжигали вместе с колдунами и отдельно, изгоняли из дворцов. В 1558 году, например, при коронации английской королевы Елизаветы I было сожжено несколько мешков с кошками. Получил распространение обычай замуровывать кошку, иногда с крысой в зубах, в фундамент строящегося дома. Начав этот жестокий поход, человек всё более подрывал своё достоинство.

Правда, домашняя функция кошек сохранялась, что видно и по миниатюрам, воспроизводящим повседневную монастырскую жизнь. Благоприятное значение придавалось белой кошке, и именно она воспроизведена на известном рисунке А. Дюрера, изображающем Адама и Еву в раю. В реальной жизни кошачья братия продолжала добрые дела и не поддавалась официальному геноциду. В народных представлениях кошка сохраняла своё значение как символ домовитости, благополучия, мудрости и справедливости.

Новая третья эпоха начинается с Возрождения, с утверждения в обществе гуманизма. Кошка прочно входит в жизнь цивилизованного общества как его необходимый компонент, атрибут. Как и в античную эпоху, она становится частью благоустроенного быта. Знаменитый австрийский канцлер Меттерних даже возвёл своему коту мавзолей. В обществе менялись ценностные ориентации, утверждающаяся мораль гуманизма простиралась и на «братьев меньших».

Образ кошки широко распространяется в искусстве и литературе, и это тоже становится примечательной чертой наступающей цивилизации нового времени. Но это был анимализм иного типа, принципиально отличный от египетского, носящего во многом иллюстративный характер. Можно отметить различные тенденции в отношении к кошкам в художественной культуре XVIII–XIX вв.

Разумеется, здесь были свои увлечения и пристрастия, характеризующие личность самого художника. Так, швейцарец Г. Минд всю жизнь рисовал только кошек, за что его иногда называют кошачьим Рафаэлем, а Т. Стейнлейн во Франции выпустил специальный альбом под названием «Кот».

Однако эстетические концепции были разными, и в основном прослеживаются две тенденции. Первая – уважительное внимание к окружающему миру, будь то общество людей или мир животных, – особенно показательна для эпохи гуманизма. Здесь уделяется особое внимание внутренней сущности животного, его психологии и поведению, что в значительной мере предвосхищает современную науку о поведении животных – этологию. Вторая тенденция заметно отличается: это антропоморфизация животного, наделение его человеческими чертами. В этом случае образ кошки часто используется для аллегории, выражения философской концепции и эстетических установок художника или писателя.

Шедевр первой традиции – чеканный рассказ Р. Киплинга о кошке, которая гуляла сама по себе: в нём две характерные черты кошки – независимость и контактность – выражены предельно выпукло. Кошачью сущность прекрасно понимали и подчёркивали в своих произведениях разные художники и поэты.

Рефери. Рисунок: В. Казаневский

Много тонких наблюдений кошачьего поведения у Дж. К. Джерома, посвятившего коту рассказ «Падение Томаса Генри». Многие из нас помнят и любят рассказ А. И. Куприна «Ю-ю» о кошке, дежурившей у постели больного мальчика. Дочь Куприна рассказывала мне, что у этого художественного персонажа был реальный прототип; купринский кот выходил встречать хозяина к парижскому метрополитену за несколько кварталов.

Вторая тенденция, тоже характерная для цивилизации нового времени, была распространена ещё шире. Антропоморфизируя животное, человек как бы приобщает его к своему миру, включает в систему человеческих ценностей. Таковы коты и кошки в прелестных сказках Б. Поттер, на которых воспитывается уже не одно поколение детей многих стран и народов. Обращались к подобному приёму и крупнейшие писатели. Достаточно вспомнить «Житейские воззрения Кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана, «Печаль в сердце английской кошки» О. Бальзака, «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ.

Особое видение кошачьего образа в своём художественном восприятии мира демонстрируют художники. Кошка вписывается в их эстетическую и философскую концепцию, в стиль и манеру исполнения. У Ф. Гойи в серии «Капричос» как бы воскрешается образ тёмного кота, сопричастного злым силам. Фигуры котов вкомпонованы в сплетенье тел, составляют целое в вихревом движении, обрушивающемся на силы добра и разума. Специфичны коты на известном портрете маленького Дона Мануэля того же художника: напряжённые, подобравшиеся звери уставились на зрителя стекленеющими глазами из затаённого угла. Полная противоположность этим образам – игривые кошки у Ж. Б. Греза; их милая грациозность оттеняет прелесть юных девушек, которых так вдохновенно воспроизводил французский художник. У О. Ренуара есть картина, на которой молодая женщина изображена с кошкой, изящно приподнявшейся на задние лапы. Решённая в зеленоватых тонах, эта композиция создаёт ощущение успокоенности, весенней женственности. Моделью молодой женщины послужила А. Шариго, ставшая затем женой художника; имя кошки – увы! – неизвестно. Полная противоположность этому умиротворяющему образу – напряжённый хищный кот Пикассо с птицей в оскаленной пасти. Жестокость окружающего мира через этот образ вписывается в апокалипсическую картину, предложенную создателем «Герники». Используются образы кошек и для воспроизведения характерных черт национальной психологии. Так, в гравюре на дереве Инагаки Томоо «Шествие кошек» передано чувство сплочённости, коллективизма, устремлённости, характерное для японской нации, успешно шагнувшей из феодальной эпохи в современный мир.

Гуманизм и романтизм нового времени были поколеблены кровавой бойней Первой мировой войны и ещё более – бесчеловечностью и ужасами Второй мировой.

Подоспела и научно-техническая революция с её поразительными технологическими успехами и одновременно усреднённостью массовой культуры. Всё это заставляет полагать, что наступает четвёртая эпоха во взаимодействии кошачьего племени и человеческой цивилизации. Урбанизированный невротик кинулся в поисках истинно гуманных ценностей ко всем проявлениям ретро, к домашним зверям, кошкам и собакам. Здесь ещё царил мир здоровых эмоций. Широко распространились различные попытки компенсировать стрессы – от алкоголя до химических или звуковых наркотиков. В такой ситуации обращение к домашним животным не самый плохой вариант. Анимотерапия, когда присутствие в доме кошки или собаки выводит человека из зоны риска даже после инфаркта, получила в наши дни большое признание.

Диоген. Фото: В. Заболотских

Кошка обладает высокой эмоциональной честностью. Как отмечал Э. Хемингуэй, «человек в силу ряда обстоятельств порой скрывает своё отношение к собеседнику, кот этого не делает никогда». Высок уровень эстетизма и благоустроенности в доме при наличии красавицы кошки. Очень важно и обратное воздействие. Жестокость по отношению к животным воспитывает жестокость вообще; культура поведения начинается с отношения к меньшим братьям. Отечественные интеллектуалы ввели в обращение термин «экология культуры». Совершенно очевидно, что домашние животные, и кошки в том числе, важный компонент этой экологической системы. Поэтому многочисленные общества охраны животных или клубы любителей кошек – это не прихоть отдельных индивидов, а необходимый элемент сохранения человечеством нравственных и моральных ценностей. Недаром в 1977 году в Лондоне была принята «Всемирная декларация прав животных», утверждённая ЮНЕСКО (1978 год). Конечно, помощь кошачьего племени в защите пластмассовых кабелей от грызунов может быть очень важной, но она неоценима в нравственном возрождении звереющего человечества.

Без подъёма культуры и морали нас ждёт превращение в неандертальцев, живущих в комфортабельных пещерах. И их обитателей, одурманенных телевизионным миражом, уже не может спасти кошка, которая, как в киплинговские времена, продолжает ходить сама по себе, являя эталон достоинства и самоуважения.

Из журнала «Природа»

ТЕГ�?

Ещё в главе «Человек — общество — природа»:

«Блажен иже и скоты милует» (заметки о движении покровительства животным)
Символ домовитости, благополучия, мудрости и справедливости
«На севере диком» (отрывок из рассказа)

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*