admin / 04.07.2018

Сапсан

Соколы

Соколы

Большая пустельга
Научная классификация
промежуточные ранги

Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Подцарство: Эуметазои
Без ранга: Двусторонне-симметричные
Без ранга: Вторичноротые
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Инфратип: Челюстноротые
Надкласс: Четвероногие
Класс: Птицы
Подкласс: Настоящие птицы
Инфракласс: Новонёбные
Отряд: Соколообразные
Семейство: Соколиные
Род: Соколы
Международное научное название

Falco Linnaeus, 1758

Виды
См. раздел «Виды»

Систематика
на Викивидах

Изображения
на Викискладе
ITIS 175598
NCBI 8952
EOL 19166
FW 39319

У этого термина существуют и другие значения, см. Соколы (значения). Запрос «Сокол» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Falco» перенаправляется сюда; о немецком певце см. Фалько (музыкант).

Со́колы (лат. Falco) — род хищных птиц семейства соколиных, широко распространённых в мире. Научное название Falco является производным от латинского слова «falx» («серп») и подчёркивает серпообразную форму крыльев в полёте. Соколы оставили богатое наследие во многих мировых культурах, в том числе и у народов России.

Общая характеристика

Соколы являются центральным и наиболее многочисленным родом из семейства соколиных. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте. Так, например, сапсан считается самым быстрым животным в мире — во время охоты он способен развивать скорость до 322 км/ч, или 90 м/с. У молодых соколов в первый год жизни маховые перья более длинные, и поэтому их крылья выглядят более широкими, как у канюков или орлов. Такое строение уменьшает охотничьи навыки птиц, однако помогает им учиться летать.

К роду соколов также относятся кречеты, балобаны и лаггары. Небольшие насекомоядные соколы с длинными узкими крыльями зовутся чеглоками. Соколы, охотящиеся на мелких грызунов, — пустельгами. Крупные, специально обученные соколы используются как ловчие птицы во время соколиной охоты.

В феврале 2005 канадский учёный из университета Макгилла Луи Лефевр (Louis Lefebvre) предложил определять IQ птиц по степени изобретательности, которую они проявляют для добычи пищи. Согласно этому методу, соколы входят в число наиболее умных птиц.

Соколы распространены повсеместно (исключая Антарктику). Гнездятся на деревьях, занимая гнёзда других птиц, на земле, скалах или высоких строениях (башни, колокольни).

Систематика и эволюция

Сокол-сапсан на почтовой марке Таджикистана, 2000

По сравнению с другими пернатыми хищниками соколы считаются молодой группой птиц. Наиболее ранние ископаемые останки, согласно рабочей версии принадлежащие к этому роду, относятся к позднему миоцену, то есть их возраст составляет менее 10 млн лет. На основании результатов генетических исследований было выдвинуто предположение, что центром рассеивания пустельг и дербников является Африка, а всех остальных видов — Евразия.

По морфологическим характеристикам и способу охоты соколы обычно разделяются на 3—4 экологические группы. К первой группе относятся все пустельги (возможно, за исключением воробьиной пустельги): это, как правило, мелкие, плотного телосложения птицы с обычно рыжим оперением в верхней части тела и иногда хорошо выраженным половым диморфизмом. Три африканские пустельги, имеющие преимущественно серую окраску, в этой группе стоят особняком. Питаются главным образом мелкими наземными животными, хватая их с помощью клюва: насекомыми, рептилиями, мышевидными грызунами и т. п.

Вторая группа объединяет чеглоков (иногда к ним также относят новозеландского, бурого и короткохвостого соколов) — несколько более крупных и стройных птиц с тёмным аспидно-серым оперением на спине и почти всегда чёрными перьями на щеках («усами»). Орнитофаги, их основной объект охоты — мелкие птицы.

Третья группа — это собственно соколы. Это наиболее крупные представители рода, иногда размером с небольшого ястреба. Как и чеглоки, имеют чёрные «усы» (за исключением очень светлых морф) и часто чёрную «шапочку». В остальном окрас имеет промежуточные характеристики двух предыдущих групп — серый верх с оттенками рыжеватого цвета. По сравнению с чеглоками эти соколы в целом более пёстрые и в большинстве своём имеют тёмные горизонтальные полоски на брюхе. Все крупные виды обладают очень схожим окрасом хвоста — тёмно-серого цвета с неярко выраженными тёмными поперечными полосками и белым окончанием. Такое однообразие присуще только этой группе — у пустельг и чеглоков хвостовое оперение очень разное и необязательно говорит о степени родства. Обладая хорошо развитой мускулатурой и быстротой, крупные соколы охотятся на более среднего размера птиц, нападая на них сверху, и на некоторых наземных млекопитающих.

Иногда четыре вида крупных соколов — ланнера, лаггара, балобана и кречета — выделяют в отдельную группу — подрод Hierofalco. Эти птицы обладают повышенным содержанием пигмента феромеланина, что отражается на более контрастном оперении с преобладанием рыжих и коричневыми тонов и делает их похожими на ястребов. Брюшная часть этих соколов испещрена горизонтальными и каплевидными пестринами.

Виды

Сокол Кречет — Герб Кыргызской РеспубликиМонета 500 казахских тенге с изображением сокола-балобанаСокол-сапсан на марке Украины, 1994

  • Falco newtoni — Мадагаскарская пустельга
  • Falco araea — Сейшельская пустельга
  • Falco punctatus — Маврикийская пустельга
  • Falco moluccensis — Молуккская пустельга
  • Falco cenchroides — Седобородая пустельга
  • Falco tinnunculus — Обыкновенная пустельга
  • Falco rupicoloides — Большая пустельга
  • Falco alopex — Лисья пустельга
  • Falco naumanni — Степная пустельга
  • Falco ardosiaceus — Серая пустельга
  • Falco dickinsoni — Черноспинный сокол
  • Falco zoniventris — Мадагаскарская полосатая пустельга
  • Falco chicquera — Турумти
  • Falco vespertinus — Кобчик
  • Falco amurensis — Амурский кобчик
  • Falco eleonorae — Чеглок Элеоноры
  • Falco concolor — Серебристый чеглок
  • Falco sparverius — Воробьиная пустельга
  • Falco femoralis — Южномексиканский сокол
  • Falco columbarius — Дербник
  • Falco rufigularis — Вечерний сокол
  • Falco deiroleucus — Красногрудый сокол
  • Falco subbuteo — Чеглок
  • Falco cuvierii — Африканский чеглок
  • Falco severus — Восточный чеглок
  • Falco longipennis — Австралийский чеглок
  • Falco novaeseelandiae — Новозеландский сокол
  • Falco berigora — Бурый сокол
  • Falco hypoleucos — Серый сокол
  • Falco subniger — Чёрный сокол
  • Falco biarmicus — Средиземноморский сокол
  • Falco jugger — Лаггар
  • Falco cherrug — Балобан
    • Falco cherrug altaicus — Алтайский сокол
  • Falco rusticolus — Кречет
  • Falco mexicanus — Мексиканский сокол
  • Falco peregrinus — Сапсан
  • Falco pelegrinoides — Шахин
  • Falco fasciinucha — Короткохвостый сокол
  • †Falco duboisi — Реюньонская пустельга (вымер около 1700 года)

> См. также

  • Соколиная охота
  • Сокольничий

> Примечания > Литература

  • Сокол, род хищных птиц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Описание сапсана

Сапсан, (Фалько Перегринус), также называемый дак Хок, наиболее широко распространенный вид из всех хищных птиц. Его популяции присутствуют на каждом континенте, кроме Антарктиды и океанических островов. На данный момент признано существование семнадцати подвидов.

Это интересно! Сокол сапсан является самым известным благодаря немыслимой скорости, развиваемой им во время полета. Она достигает отметки 300 километров в час. Этот факт делает сапсана не только самой быстрой из существующих ныне птиц, но и самым быстрым животным на планете Земля.

После Второй Мировой Войны птица претерпела стремительное сокращение численности популяции на большей части своего глобального диапазона. В большинстве регионов, включая Северную Америку, главный причиной снижения распространения была отмечена гибель птиц от отравления пестицидами, которые они получали вместе с пищей. Например, при охоте на грызунов и мелких птиц. Подобная ситуация складывалась и на Британских островах, отличались лишь виды удобрений и принцип их негативного влияния на птичий организм. Но после запрещения (или значительного сокращения) использования большинства хлорорганических пестицидов, популяции возросли, практически, во всех частях мира.

Американская популяция птицы Сапсан, обитающая в районе Гудзонского залива на юге Соединенных Штатов Америки, ранее находилась под угрозой исчезновения. Эти птицы на время полностью исчезли из восточной части США и бореальной Канады к концу 1960-х годов. В 1969 году, когда было запрещено использовать некоторые виды пестицидов, в обеих странах были начаты активные программы разведения и реинтродукции. В течение следующих 30 лет упорного труда неравнодушных, более 6 000 пленных потомков сапсана были успешно выпущены в дикую природу. Популяция Северной Америки на данный момент полностью восстановилась, и с 1999 года сапсан уже не числится как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Он отмечен, как вид, вызывающий наименьшее опасение у Международного Союза Охраны Природы (МСОП) от 2015 года.

Внешний вид

В процессе совершения пике крылья птицы прижаты близко друг к другу для улучшения аэродинамики тела, лапы отогнуты назад. Интересен тот факт, что самцы чаще немного меньше самок. Средняя длина тела этих птиц составляет порядка 46 сантиметров. Сапсан, принадлежащий к роду соколиных, является самой быстрой птицей на Земле.

У сапсана белая грудка с темными полосами, крылья и спина серого цвета, вокруг глаз и головы расположена отличительная черная полоса. У взрослого представителя вида сверху сине-серое, снизу белое с мелкими сероватыми прожилками на груди, оперение. Со стороны это выглядит так, будто на голову птицы надет сине-серый защитный шлем. Как и все соколы, этот пернатый хищник имеет длинные, заостренные крылья и хвост. Ноги сапсана ярко-желтого цвета. Самки и самцы внешне очень похожи.

Это интересно! Сапсаны издавна используются человеком в качестве пленника – одомашненного воина, способного добывать дичь. Придуман даже отдельный вид спорта для этого пернатого умельца, называется он – соколиная охота, и в ней соколу-сапсану нет равных.

Образ жизни, поведение

Длина взрослых сапсанов колеблется от 36 до 49 сантиметров. Сильные и быстрые, они охотятся взлетая на максимальную возвышенность для того, чтобы иметь возможность выследить добычу. После чего, дождавшись удобного момента, напасть на нее, камнем бросившись вниз. Достигая огромной скорости более 320 километров в час, они наносят ранения сжатыми когтями и убивают практически первым же ударом. Их добыча включает в себя уток, различных певчих птиц и куликов.

Сапсаны заселяют открытые участки местностей со скалистыми выступами и возвышенностями. Также в момент выбора места гнездования они рассматривают территории, расположенные близко к источникам пресной воды. В таких местах разнообразие птиц изобилует, а значит хищнику обеспечено достаточное количество пищи.

Обычное место гнездования сапсана часто выглядит как небольшая щель на выступе высокой скалы. Некоторые популяции не брезгуют и искусственно созданными человеком высотами – небоскребами. Сапсан – не самый искусный строитель, поэтому его гнезда выглядят неряшливо. Чаще всего это небольшое количество веток, сложенных небрежно, с большими прорехами. Дно выстилается подушкой из пуха или перьев. Сапсаны не пренебрегают услугами со стороны и часто используют чужие гнезда, созданные более умело. Например, жилье ворон. Для этого хищник просто выгоняет птиц из понравившегося жилища и занимает его. Сапсан преимущественно ведет одиночный образ жизни.

Сколько живут сапсаны

Средняя продолжительность жизни птицы сапсана в дикой природе составляет порядка 17 лет.

Половой диморфизм

Самцы и самки внешне похожи друг на друга. Однако часто случается так, что самка выглядит на порядок крупнее.

Размножение и потомство

Сапсан – одиночная птица. Но в период размножения они подбирают себе пару на высоте, причем в буквальном смысле – в воздухе. Союзы заключаются сапсаном на всю жизнь, так как это моногамные птицы.

Образовавшаяся пара занимает территорию, которую тщательно охраняет от других птиц и хищников. Площадь такой территории может занимать до 10 квадратных километров.

Крайне интересным является тот факт, что птицы и грызуны, представляющие промысловую ценность для сапсана в обычных условиях, но проживающие в районе близком к его гнезду, оказываются в полной безопасности как от его посягательств, так и от других хищников. Все дело в том, что эти соколы не охотятся на одомашненной территории, при этом активно защищают ее от посторонних нападений.

Откладывание и высиживание яиц у самок происходит в конце весны – начале лета. Количество их обычно равно трем, цвет яиц темно-каштановый. Отцу в семействе отводится роль кормильца и защитника. Мать остается с новорожденными птенцами, предоставляя им необходимое тепло и заботу. Уже с младенчества малышей подкармливают волокнами мяса дичи, дабы понемногу приучать их к самостоятельной охоте. В возрасте одного месяца сапсанята пытаются сделать первые взмахи крыльев, непрерывно упражняются и постепенно покрываются оперением, а в возрасте 3 лет они уже готовы создать собственные пары.

Популяция и статус вида

Сапсан прошел серьезное сокращение численности популяции в период между 1940 и 1970 годами в результате широкого применения хлорорганических пестицидов, которые накапливаются в организме взрослых птиц и приводят либо к их гибели, либо к ухудшению качества яичной скорлупы, что делает невозможным процесс воспроизведения рода.

Отстрел, порабощение птиц и отравление ушли в далекое прошлое. На данный момент использование некоторых пестицидов, вредящих популяции сапсана достаточно ограничено или вовсе запрещено. Однако, еще случаются инциденты незаконного порабощения птиц. Такая необходимость со стороны человека обусловлена широким использованием сапсана в целях соколиной охоты.

Сапсан в нынешнее время имеет высокий научный и общественный статус, и находится под защитой целого ряда законодательств национального и международного уровня. Запрет на использование хлорорганических пестицидов, вместе с релизами разведенными в неволе птиц, помогли виду выйти на некий подъем популяционного роста во многих частях ареала.

Несмотря на это до сих пор ведутся исследования и мероприятия по сохранению европейского сапсана. Приоритеты на будущее включают в себя необходимость дополнительных усилий по восстановлению древо-гнездовой части популяции птиц в Центральной и Восточной Европе, а также охране среды обитания и ее улучшению. До сих пор остро стоит вопрос о незаконном преследовании сапсанов, в связи с некомпетентной работой правоохранительных органов.

Как и многие хищные птицы, эти соколы сильно пострадали от разрушения среды их обитания и нецеленаправленного отравления. В отличие от других пораженных видов, таких как лысые орлы, популяция сапсанов потребовала большего времени для полноценного восстановления. Тем не менее их численность возросла в достаточной степени, чтобы ее можно было рассмотреть на предмет исключения из федерального списка видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Видео про сапсана

Метки: Птицы, сапсан, сокол

24 июня произошла очередная трагедия с участием высокоскоростного поезда «Сапсан». Электропоезд, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву, насмерть сбил женщину в Подмосковье, после чего проследовал далее — машинист не заметил случившегося. Скорость поезда, когда он сбил женщину, составляла порядка 200 километров в час. ЧП произошло на перегоне «Клин — Подсолнечная», сообщили в ОАО РЖД, отметив, что женщина нарушила правила перехода через железнодорожные пути.

По странному стечению обстоятельств, в этот же день получила развитие другая трагическая история, также связанная с высокоскоростным поездом. Семья подростка, погибшего под колесами «Сапсана» в апреле 2010 года, объявила, что намерена через суд потребовать с РЖД € 1 млн в качестве компенсации. Об этом сообщил адвокат истцов Игорь Трунов. «Мы рассматриваем дело не только как возмещение вреда и помощь родственникам, но и как предотвращение будущих трагедий», — сказал Трунов. «Уголовное дело по данному факту не возбуждали, провели проверку, абсолютно очевидно, что факт смерти связан с отсутствием сигнализации — это халатность и злоупотребление», — добавил адвокат.

Почему «Сапсан» продолжает безнаказанно сбивать людей, рассуждает адвокат Игорь Трунов.

«СП»: — Игорь Леонидович, напомните, как погиб Алексей Богданов?

— Высокоскоростной «Сапсан» — настоящая молотилка для наших граждан. Школьник Алексей Богданов погиб под колесами поезда, управляемого машинистом Романчуком, на перегоне Колпино—Саблино. Машинист рассказал, что когда он увидел перебегающего пути человека, сделать ничего не смог, а с помощью экстренного торможения остановить поезд было невозможно — техника безопасности запрещает применять торможение, если скорость поезда выше 140 км/ч. Однако родители мальчика, который гулял в этот день с друзьями, утверждают, что предупредительного сигнала в тот момент, когда Алексей Богданов переходил пути, не было, поэтому он решил, что увидел обычный поезд и без опасений вышел на переход. Поезд «Сапсан» несется почти бесшумно — на горизонте появляется белая точка, и уже через пару секунд мимо пролетает белая стрела. Вихревые потоки при этом настолько сильны, что Алексея затащило под поезд, и буквально размазало по железнодорожному полотну. От мальчика практически ничего не осталось.

«СП»: — Почему в иске фигурирует сумма € 1 млн?

— Потому что в нашем законодательстве жизнь ребенка вообще никак не оценивается. Считается, что смерть несовершеннолетнего — это исключительно моральные страдания его родителей. А это очень расплывчатое понятие, причем основная масса граждан воспринимают материальную оценку в такой ситуации как кощунство. Мол, как можно оценивать жизнь человека!

Мы же считаем, можно и нужно оценивать жизнь человека. Только тогда предпринимаются охранные, защитные меры в условиях рынка. Мы равняемся на европейскую практику, а в Европе жизнь человека стоит именно € 1 млн. Так как для нас прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются обязательными, и не имея точки отсчета, от которой можно оттолкнуться в российском законодательстве, мы и потребовали компенсацию по европейскому стандарту. Впрочем, не надеясь на то, что российская судебная система удовлетворит этот иск в полном размере.

«СП»: — Почему вы считаете, что столько денег вам не присудят?

— Российская судебная система оценивает жизнь человека в смешные суммы, что и порождает пренебрежительное отношение к людям. Это как раз тот случай. По некоторым данным, на момент гибели Алексея Богданова не сработали охранные системы предупредительной сигнализации вдоль железнодорожного полотна. Они были отключены — то ли в целях экономии, то ли из-за неисправности.

Разбор обстоятельств смерти 15-летнего парня должен был проводиться в рамках уголовного дела, но дело возбуждать не стали. Все ограничилось проверкой, которую наскоро провели и тут же свернули. РЖД — достаточно серьезная организация, противостоять ей непросто.

«СП»: — Что вы будете делать?

— Мы намерены обжаловать этот отказ. Вообще, этот случай показывает, что российская правоприменительная практика часто не дает ни одного внятного ответа на острые вопросы. Богданов погиб в апреле, но только недавно мы закончили сбор необходимых документов: справки, свидетельства, расчет погребальных услуг. Сейчас мы готовы направить это дело в суд.

«СП»: — После вашего иска, что должно, в идеале, сделать РЖД? Организовать зону очуждения вдоль пути?

— В условиях рынка предприниматели бывают хорошими только вынужденно. Чтобы они что-то начали налаживать — то есть, нести дополнительные затраты, уменьшать рентабельность и прибыль, — общество должно ставить предпринимателям дополнительные условия. Иначе они ничего не делают, не заботятся о безопасности и модернизации. Их волнует, как бы получить больше денег — и только. Система судов и последующей материальной ответственности как раз и должна стимулировать желание РЖД навести порядок в своем хозяйстве.

«Сапсан»: смертельный полет

«Сапсан», в состав которого входят два вагона бизнес-класса, семь вагонов эконом-класса и один вагон-бистро, способен развивать скорость до 250 км/час. Главная причина гибели людей — переходы над путями расположены очень неудобно, местные жители срезают дорогу, идя напрямую через рельсы. При скорости поезда около 200 км/час, шансов уцелеть немного. Движение поезда сопровождается мощной воздушной волной. Специалисты говорят, что опасная зона составляет пять метров, а ширина железнодорожной платформы — 4 метра 60 сантиметров. Поезд поднимает мощный вихревой поток, который увлекает за собой и вещи, и людей с перрона. Воздушная волна от летящего «Сапсана» поднимает гравий с пути и раскачивает даже электрички.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*