admin / 01.10.2020

Основы ландшафтного дизайна

Содержание

В этой статье мы даем советы от Арни Майнарда, который является одним из самых популярных ландшафтных дизайнеров в Великобритании в наши дни. Независимо от того, какие попадаются ему работы — урбанистические или совсем провинциальные, он создает магическую связь между домом, экстерьером, садом и природой. Комбинирование и постоянное балансирование между классикой, модерном и романтичным пейзажным стилем делают его работу увлекательной и очень важной.

На своем официальном сайте Арни часто говорит о «чувстве места», которое означает, что нужно вникнуть в историю и настроение участка, чтобы создать на нем что-то действительно ему подходящее. В основном Майнард сейчас работает со старинными английскими поместьями в традиционном стиле, создавая уютные и презентабельные сады на любой площади.

Совет № 1 — постоянное внимание к деталям

Прежде, чем начать работать, воплощая свои грандиозные планы, которые я уже, конечно же, записал и даже зарисовал на бумаге, я стараюсь понять, чего в них не хватает. Критичность по отношению к своим собственным работам позволяет мне создавать законченные, четкие композиции и образы, а не метаться между воплощением нескольких «гениальных» идей.

Совет № 2 — не бойтесь использовать геометрию

Любой сад выглядит лучше, если в нем есть несколько четких линий. Например, небольшая аллея или дорожка, обсаженная постриженными кустами. Это делает его более сбалансированным и уравновешенным, и показывает, что у дизайнера есть чувство меры.

Совет № 3 — всегда проверяйте качество материалов

И это — не просто слова. Я потратил много клиентских денег, которые потом были полностью возмещены, на вещи, которые быстро портились от влияния погоды. Плитка должна быть износостойкой, балки — чуть крепче, чем вы хотели бы купить, болтов должно быть больше, а плитка никогда не может лежать «слишком ровно». Упорно трудитесь и контролируйте результат — переделывайте, меняйте, выбрасывайте. Лишь с перфекционизмом и желанием добиться идеала можно создать сад своей мечты.

Совет № 4 — страстно подходите к делу

Никогда не начинайте дело, если не «горите» им. Интеллектуальный уровень заинтересованности мало что значит, пока ваши глаза не блестят от радости, что у вас есть возможность воплотить свои идеи.

Совет № 5 — не останавливайтесь в проектировании

Всегда можно добавить еще одно измерение и принести в сад еще один уровень интереса и сложности. Чем больше в нем слоев, различных уголков, оригинальных подходов и идей, тем лучше он выглядит, даже традиционный.

Совет № 6 — не забывайте национальные ремесла

Работа местных мастеров не раз выручала меня даже в самых дорогих заказах. На самом деле — национальные ремесла не менее важны, чем скажем, передовые технологии. Я люблю использовать их практически в каждом саду, добиваясь чувства патриотизма и гордости за свою страну как у себя, так и у хозяев сада. Мы вместе поддерживаем этих мастеров деньгами, ведь спрос на них не очень велик в нашу «Пластиковую Эру».

Совет № 7 — используйте высокие конструкции

Деление на зоны, подобное комнатам в доме, создает чувство аристократизма и постоянства. Я люблю использовать этот прием в месте, прилегающем к дому, где особенно часто бывают хозяева. Здесь — их второй «летний дом», в который они могут прийти и чувствовать себя свободно в знакомой обстановке. И все должно быть построено капитально и надолго.

Совет № 8 — чувствуйте место

Я всегда изучаю историю поместья, сад которого обустраиваю. Иногда мне попадаются старые снимки сада, зарисовки или даже планы бывших хозяев, датированные позапрошлым веком. Я всегда вникаю в ту атмосферу, что царит в каждом конкретном месте. И вам советую.

Совет № 9 — делайте ставку на натуральные материалы

Ни один новый материал не даст вам монументальности камня, теплоты дерева, изящества плетеных ветвей. Ни один проект, созданный «из пластика», не позволит вам чувствовать сопричастность к природе. Моя работа состоит в том, чтобы приблизить людей к земле и сделать пребывание в саду комфортным по современным меркам и максимально природным. В этом мне очень помогают натуральные материалы.

Совет № 10 — уравновешивайте формальность конструкций зелеными насаждениями

Я люблю сначала проектировать место для отдыха и прогулок, а потом «заполнять» площадки для посадок пышно и экспансивно. Таким образом я получаю удобную структуру, которая в последующем становится еще и очень красивым садом, полным природной роскоши и богатства.

Совет № 11 — создавайте зоны с оглядкой на разные сезоны

Например, в одном саду у меня есть маленькое патио для осени и весны, а также беседка для лета. Расстояние до зон для разной погоды должно отличаться, так как никто не захочет в жару идти на другой конец участка, чтобы «с радостью отдохнуть в тени».

Совет № 12 — используйте целостный подход

Это значит, что, строя дом и сад, вы должны ориентироваться лишь на одну идею. Например, создать большой виноградник с маленьким домиком, или создать поместье ремесленника-плотника с мастерской и маленьким огородом. Все должно соответствовать друг другу, чтобы получился цельный образ. Если вы работаете с уже существующим зданием — перестройте его или полностью подстройте свои идеи под его экстерьеры.

Совет № 13 — опирайтесь исключительно на реальные нужды

Не стоит возводить роскошные беседки с колоннами в центре участка, если вы не любите быть на виду. Вы должны в первую очередь выделить основные нужды семьи и отталкиваться от них. Не стоит оглядываться на соседей и традиции, они — лишь ориентир. В классике вы можете найти ответы на вопросы, но никак не сами вопросы, которые индивидуальны для каждого в отдельности.

Совет № 14 — не бойтесь выходить за свои рамки

В каждом проекте я учусь чему-нибудь новому, хотя занимаюсь ландшафтным дизайном уже более 20 лет. Без этого — я не профессионал, не состоялся и вообще, наверное, не люблю свое дело. А работа, как и хобби, должны приносить радость и вдохновлять к собственному образованию — это обязательно.

Совет № 15 — не переставайте экспериментировать

Выходить за рамки определенного стиля всегда сложно, но гораздо легче — выходить, опираясь на свое вдохновение. В нем — ключ к тому, чтобы создать действительно потрясающий сад, который будет долгие десятилетия в будущем радовать каждого его гостя.
Композиция в ландшафтном дизайне

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линия в ландшафтной композиции

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги в ландшафтной композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Извилистые формы
в ландшафтном дизайне

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений в ландшафте

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Основы проектирования ландшафта

При разработке ландшафтного проекта дизайнер сосредоточен, прежде всего, на том, чтобы организовать элементы ландшафта в визуально привлекательную композицию. Гармоничность такой композиции может быть достигнута за счет использования основных принципов проектирования: принципа пропорции, повторения элементов и общего замысла. Они тесно связаны между собой, использование одного помогает применению другого. Их соблюдением достигается физический и психологический комфорт в ландшафтном дизайне.

Мы чувствуем себя психологически более комфортно в условиях, где имеют место порядок и повторение. Организованный ландшафтный дизайн участка с привычной структурой, что является гарантией нашего спокойствия, как-бы легче «читать», это помогает нам чувствовать себя в своей тарелке. Чувство комфорта, которое возникает при созерцании гармоничной обстановки, также влияет на психологическое состояние человека. В таких условиях мы становимся более работоспособными и чувствуем себя защищенными.

Принцип пропорций

Принцип пропорций в ландшафте

В процессе проектирования и организации ландшафтного пространства необходимо понимать, что для человека комфорт заключается еще и в том, чтобы окружающие его объекты были тех же размеров, что и в обычной жизни. Представьте себе, что вас поместили в пространство 10х10 м с высаженными по периметру кипарисами, высотой 20 м. Что вы будете чувствовать, кроме страха перед замкнутым пространством? Или наоборот, ваш ландшафтный проект участка 6 соток предполагает посадку только почвопокровные растения. Вы совершенно точно будете чувствовать себя, как минимум, голым. Поэтому одним из важных принципов ландшафтного проектирования является пропорция – размер объекта относительно других объектов. В данном случае мы рассматриваем размер других объектов относительно роста человека. Посадочный материал, садовые строения, и элементы декора сада должны быть подобраны в соответствии с ростом человека. Другие важные относительные пропорции включают размер дома, двора, и площади для посадки растений.

Пропорции в растениях можно разделить на три вида: пропорция по отношению к размерам человека, по отношению к другим растениям и к дому. Когда все пропорции соблюдены, такая композиция является гармоничной. Чувство равновесия также может быть достигнуто равной пропорцией между открытым пространством и пространством, занятым под посадки.

Пропорции в малых архитектурных формах не менее важны. Скамейки, столики, дорожки, беседки работают лучше, когда люди могут свободно использовать их. Но малые архитектурные формы также должны быть пропорциональны дому. Терраса или патио должны быть достаточно большими для развлечений, но не настолько большими, чтобы не уместиться в масштабы дома.

Соблюдение принципа пропорций в пространстве не менее важны для человеческого комфорта. Мы чувствуем себя более защищенно на небольших открытых территориях, таких как внутренние дворики или террасы.

Еще одним важным элементом в ландшафтном проектировании является порядок, который достигается при помощи баланса, то есть равного визуального веса относительно реальной или воображаемой оси. Форма, размер, текстура и цвет – все это так или иначе влияет на баланс. Баланс может быть симметричным, асимметричным и перспективным.

Симметричное равновесие достигается тогда, когда элементы располагаются по обе стороны оси в зеркальном отображении. Этот тип баланса используется в регулярном ландшафтном стиле сада и является одним из древнейших принципов организации пространства.

Асимметричный баланс достигается путем расположения неэквивалентных по форме, цвету и текстуре элементов, которые имеют одинаковый общий визуальный вес по обеим сторонам оси. Этот тип баланса является неформальным и обычно достигается путем группировки элементов (в частности, растений). Чтобы создать баланс, нужно понимать, что большие размеры, плотные формы, яркие цвета и грубые текстуры воспринимаются визуально тяжелее и должны использоваться экономно, в то время как небольшие размеры, разреженные формы, приглушенные цвета, тонкие текстуры воспринимаются визуально легче и должны использоваться в больших количествах.

Перспективный баланс – это баланс между элементами переднего плана, середины и фона. Если мы смотрим прямо на ландшафтную композицию, то объекты, расположенные ближе к нам, имеют больший визуальный вес. Это может быть сбалансировано с помощью более крупных объектов, ярких цветов или грубой текстуры на фоновом плане.

Принцип повторения

Принцип повторения в ландшафте

Принцип повторения является одной из основ ландшафтного проектирования и образуется за счет повторного использования ландшафтных элементов при создании структуры сада. Повторяя линии, форму, цвет и текстуру, в ландшафте создается ритм. При использовании этого принципа нужно помнить, что слишком много повторений может создать ощущение монотонности, а слишком мало повторений может привести к путанице.

Простое повторение – это использование одного и того же объекта в линии или группировка геометрической формы в организованный узор. Повторение можно сделать более интересным, используя чередование при внесении незначительных изменений в последовательность на регулярной основе. Постепенное изменение характеристик объекта – это еще один способ сделать повторение более интересным (например, использование квадратной формы, которая постепенно становится меньше или больше).

Повторение не всегда создает какой-то узор, иногда это просто повторное использование одного и того же цвета, формы или фактуры на всей территории ландшафтного пространства. Например, повторение формы квадрата в плане садового мощения, проектировании газонов на участке и проектировании водоема.

Общий замысел или ландшафтное единство

Принцип единства в ландшафте

Принцип единства композиции ландшафтного проектирования достигается путем связывания элементов и функций в общее целое. Этот принцип еще называют гармонией. Самый простой способ создания общего замысла – это выбор темы или стиля оформления сада. Дизайн-темы и стили ландшафтного дизайна имеют четко определенный набор функций, которые сохранили свою популярность до наших времен, поскольку они приходятся по душе многим людям.

Единство композиции также достигается при помощи сочетания доминирующих и подчиненных растений или малых архитектурных форм. В данном случае доминирующий элемент не должен казаться выскочкой. Он должен быть выделен за счет окружающих его элементов. Растения, которые резко отличаются от остальных его собратьев, лучше размещать отдельно в качестве солитера. Связь элементов ландшафтного дизайна участка должна быть как-бы бесшовной. Не должно быть прерывистых линий, один элемент должен сменять другой, продолжая эту линию.

В основе принципа ландшафтного единства лежит так называемое «правило трех». Объекты, которые группируются в тройки или другие группы нечетных чисел (по пять или семь), приятны глазу и дают сильное чувство единства. Также нечетные числа позволяют устраивать ступенчатые перепады по высоте (малые, средние и большие), которые привлекают внимание. Нечетные числа воспринимаются как группа, которую не так легко разбить или визуально разделить, как четные.

Основой принципа единства является, как ни странно, простота. Это вносит ясность в ландшафтный проект.

Не всегда возможно понять, как применить основные принципы ландшафтного проектирования на деле. На разных сайтах, в журналах и телевизионных программах представлена масса концепций для садовых участков разных размеров и форм. Но человек по сути своей является собственником и ему хочется, чтобы у него было все не так, как у других. Ведь у каждого человека свой индивидуальный стиль.

Ландшафтный дизайн способен творить чудеса. У вас, наверное, возникает вопрос, как неодушевленный земельный участок, засаженный растениями, усыпанный сплошь и рядом камнями, элементами декора может что-то творить? Очень просто. Сходите в городской парк или посетите главную достопримечательность какого-либо города. Какая там приятная атмосфера. Какие чувства у вас навевает такое место? Скорее всего, очень приятные и теплые. Это ли не чудо? Место, формы, цвета могут передать так много чувств и эмоций, рассказать о своем создателе, о его жизни и интересах. Известные и востребованные дизайнеры так проникнуты идеей, что способны создавать поистине впечатляющие объекты ландшафтного искусства.

Ландшафтный дизайн участка – это создание красоты и гармонии вокруг своего дома

Советы для новичков

В российских университетах готовят дипломированных специалистов дизайнеров. Но дизайн – это не наука, а творчество. Творчество, как всем известно, уникально и единственно в своих проявлениях. Другими словами – каждый человек, который создает объекты ландшафта, вносит каплю своей, уникальной и единственной в своем роде, души. Только слушая подсказки своего подсознания, известные дизайнеры творили исторические архитектурные композиции, сохранившиеся и по сей день. Но признаны они были не сразу, для этого должно было пройти время. Поэтому не нужно бояться проявлять инициативу в обустройстве своего участка. Порой, самые неординарные и странные решения создают уникальную атмосферу территории и раскрывают истинную красоту души человеческой.

Придется немало потрудиться, чтобы создать практичное место для отдыха всей семьей

Для того чтобы усвоить основные уроки ландшафтного дизайна, требуется предварительная подготовка. На этом этапе необходимо уделить время для изучения справочников, пособий и журналов, посвященных дизайну загородных участков и их садов. Благо, интернет как всегда щедр. В этих книгах вы найдете подсказки дизайнеров, которые поделятся с вами секретами, покажут самые распространенные ошибки новичков, и направят ваше стремление в нужное русло.

Начинайте всегда с малого и реализуйте свои задумки не спеша, наслаждаясь самим процессом, а не только его результатом

Конечно, ничего не заменит живого общения с человеком. Но если вы найдете подобающую книгу, написанную грамотным автором, то вберете в себя задатки истинного ландшафтного мастера.

Хороший дизайн сада имеет несколько композиционных центров, притягивающих внимание. Это может быть что угодно – дерево, кустарник, пруд или скамейка

Обычно две-три книжки, прочитанные в течение недели, воодушевляют новоиспеченного творца до такой степени, что он бежит в тот же час в ближайший магазин садово-огородной утвари, и скупает все, как ему кажется, необходимое. Начиная от элементов декора и заканчивая цветами и деревьями. Так делать категорически запрещено. Спешка не приведет к успеху, вы только забудете все то малое, что узнали. Сначала нужно разобраться с порядком, соблюдая который у вас получится правильно подобрать материал для забора и беседки. От этого зависит дальнейший выбор элементов малых архитектурных форм, деревьев, цветов и растений.

Начните свой путь к саду мечты с одной небольшой клумбы или миксбордера

Выходите в сад когда у вас есть время и желание, работайте и не старайтесь сделать всё сразу и в один день

Основные принципы ландшафтного дизайна

  1. Первым делом нужно провести анализ приусадебной территории и разобраться с рельефом участка. От этого во многом зависит дальнейшее обустройство.
  2. Разделение земли на зоны. Сюда входит разметка на плане зоны отдыха, сада (огорода) и малых архитектурных форм.
  3. Разметка приусадебных дорожек. Они должны обеспечивать удобство перемещения между зонами с учетом ширины проходов.
  4. Определение общей композиции зон и архитектурных форм. На этом этапе происходит выбор строительного материала, его цвета и формы, а также определение с цветом дорожек и материала их изготовления.
  5. Выбор зеленых насаждений и цветов. На данном этапе выбираются сорта деревьев (их формы) и цветов, а также территориальное расположение миксбордеров, альпийских горок.

Продумайте масштаб и визуализацию с учетом роста растений

Важным моментом в ландшафтном дизайне являются размеры приусадебного участка. От них зависит устройство цветочных композиций, а также выбор места посадки деревьев. На маленькой территории возникает необходимость ее визуального увеличения. Этот эффект может быть достигнут разными методами. Один из них является правильный подбор цвета забора и асимметричная посадка хвойных пород деревьев вдоль него. Здесь нужно понимать, что квадратная или прямоугольная форма забора создает некие рамки. Чтобы их убрать, забор красят в светлые тона, а деревья сажают группами по 4-5 штук в ряду.

Каждый элемент сада должен органично вписываться в общую ландшафтную композицию

Деревья обязательно нужно покупать выше забора хотя бы на полметра. За счет этого и создается визуальное расширение.

Живая изгородь из хвойников

Если хотите добавить глубины вашей живой изгороди, посадите деревья в шахматном порядке

Также устраивают альпийские горки, которые можно дополнять разноцветными каменьями. Хорошей идеей, позволяющей расширить территорию, будет устройство средней по высоте горки с ручьем. А у подножья ручейка выкапывается небольшой прудик, по берегу которого можно посадить влаголюбивый папоротник. Если говорить о зоне отдыха за домом, то такой объект лучше всего размещать около забора. На забор пускают вьющийся ковер плюща. Такой каскад архитектурных форм создаст эффект перспективы, то есть внешний наблюдатель при созерцании данной красоты будет ощущать глубину пространства, насыщенность и объем.

На фоне идеально постриженного газона хорошо смотрится дорожка из бетонных плит, пространство вокруг которых засыпано мелкой галькой

В статье упоминаются малые архитектурные формы. В интернете их можно еще найти под сокращенным названием МАФ. Для незнакомого с этим понятием человека ниже приводятся основные элементы МАФ, участвующие в ландшафтном дизайне.

  • Террасы, веранды и беседки.
  • Трельяжи, перголы и арки.
  • Садовые оградки, миксбордеры, фонтаны и скульптуры.
  • Водоемы, ручейки и мостики через них.
  • Прочие украшения, начиная от отдельно стоящих ваз с цветами и заканчивая садовыми гномиками.

Деревянный мостик через «сухой» ручей

Красивое декорирование глухого забора

Кроме этого, каждому человеку, живущему в городе, МАФ встречаются каждый день. Это автобусные остановки, телефонные будки, городские и парковые скамейки и многие другие элементы.

Террасы, беседки и перголы

Данные конструкции выполняют одинаковую роль в ландшафтном дизайне земельного участка. Они строятся для создания зоны отдыха, занятия любимыми делами и просто приятного времяпровождения. Их отличительными особенностями является место расположения относительно дачного дома, а также конструкция.

Открытая терраса с беседкой и местом для гриля

Пергола пришла в нашу страну из-за рубежа. Ее исторической родиной является Италия. Конструкция данного объекта проста: четыре или шесть опорных балок увенчаны горизонтальными перегородками на крыше. Чаще всего она выполняется из дерева, реже из металла.

Угловая пергола из дерева с диванчиком для уединенного отдыха

Металл нежелательно применять, так как он сильно нагревается на солнце и может испортить растения, обвивающие ее элементы.

Для создания затененности пространства под перголой используют вьющиеся растения. Предпочтительно выбирать густо стелющийся виноград. Он произрастает без цветения, зато имеет неоднотонный оттенок листа (от темно-зеленого до бордового и даже красного). Пространство под перголой обустраивают садовой мебелью, устойчивой к осадкам. Также под нее в некоторых случаях можно поместить бассейн. Такое решение удобно в очень жарких климатических районах.

Вьющимися растениями можно скрыть что угодно и где угодно

На открытой террасе практично использовать ротанговую мебель со съемными подушками

Место для отдыха можно обустроить как на мощенной камнем площадке, так и на деревянном помосте

Устройство террасы подразумевает расположение ее около дома, а точнее ее пристраивают к нему. Главным отличием такого сооружения от веранды является открытое размещение. То есть, навес или одна стена отсутствуют. Это характеризует сооружение как сугубо летний вариант отдыха. Если же планируется использование террасы зимой, то ее делают с откатными стеклянными дверями, что очень удобно. Но тогда это уже будет не терраса, а комбинированная веранда.

Оригинальная терраса с местом отдыха внутри

Закрытая беседка для зимнего отдыха

Устройство беседки подразумевает наличие садовой мебели, камина и барбекю.

При установке беседки необходимо обращать внимание на наличие подветренной стороны. Если таковая имеется, то одну стенку нужно сделать глухой, или посадить вьюны.

Глухую стену беседки размещают с подветренной сороны

Семь советов для начинающих

  1. При организации общего стиля ландшафта, все зоны должны перекликаться между собой. Плавные линии дорожек и крон деревьев дополняются прямоугольными формами беседки или других строений.
  2. При сравнительно небольшой территории используйте методы визуального увеличения пространства.
  3. Установка вазонов в несколько уровней позволит сэкономить место, а также упростить ежедневный уход за цветами и растениями.
  4. Если приусадебный участок располагается на склоне, что подразумевает проведение большого объема земельных работ, можно воспользоваться этим в пользу дизайна. Устройте декоративные подпорные стенки с использованием естественного камня. Также в этом случае на самых низких отметках земли устраиваются альпийские горки, бассейн или пруд.
  5. При особо больших перепадах уровня земли, необходимо организовать участок в несколько уровней, отделенных между собой подпорными стенами. С точки зрения ландшафтного дизайна, на таких участках получается устроить неординарные и очень красивые архитектурные композиции. Единственным минусом являются приличные денежные вложения.
  6. На больших земельных владениях открывается возможность установки фонтана и больших цветочных композиций. Если финансы не позволяют приобрести фонтан, то можно своими руками изготовить декоративные элементы, такие как лодочки, мельницы, или многоуровневые цветочные композиции. Также отличным решением будет организация большой альпийской горки.
  7. Перед выбором того или иного варианта дизайна нужно пересмотреть разные комбинации и сочетания архитектурных элементов. Для визуального представления композиционных решений воспользуйтесь компьютерными программами, позволяющими скомбинировать МАФ и предварительно оценить ваше представление. Плюсом данного программного обеспечения является наличие подсказок и уже готовых образов и решений.

Камни различного размера и формы создают эффект горного пейзажа

Цвет в ландшафте – самое главное правило для создания нужного эффекта. Основной всегда зеленый, но большую выразительность придают вкрапления других оттенков

Многолетние цветы и кустарники требуют меньше ухода, чем однолетники, их и нужно использовать для основы озеленения

Занятие ландшафтным дизайном – дело очень интересное и благодарное дело. Вы получите массу положительных эмоций и прекрасно проведете время в кругу семьи.

Низкорослые цветы высаживают по краям клумбы, а крупные – ближе к центру цветника

Благоустройство загородного участка – процесс длительный, занимающий несколько лет

Мнение эксперта Алина Квилева Ландшафтный дизайнер Задать вопрос эксперту Здравствуйте, меня зовут Алина и я являюсь ландшафтным дизайнером, если у вас есть какие либо вопросы касающиеся ландшафтного дизайна, задавайте с удовольствием на них отвечу.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*