admin / 14.09.2020

Наказание собаки

Содержание

Собака — животное социальное, которое в природе живет в стае. Воспитывая питомца, владелец задает правила и нормы поведения в своей «стае». Наказание — это способ демонстрации силы и власти хозяина. К сожалению, по мнению многих владельцев собак, самым очевидным и эффективным методом наказания является физическое воздействие, проще говоря — удар. Однако это в корне неправильное убеждение.

Почему физическое воздействие не эффективно?

Несколько десятков лет назад кинология допускала физическое воздействие на собаку: животных разрешалось бить плетью, газетой, тряпкой и прочими подручными вещами. Однако с развитием науки подход изменился. Сегодня ученые говорят о том, что физическое воздействие отрицательно влияет на поведение питомца. Почему? Дело в том, что в природе ни одна собака не бьет другую, чтобы продемонстрировать силу, – соперники кусают друг друга. Именно поэтому удар — это непонятная для собаки и не очень эффективная мера наказания. Более того, наказывая питомца таким образом, владелец обрекает его на психическую травму и еще большие проблемы с поведением.

Основной принцип наказания

Когда кинологи говорят о том, как наказывать собаку, они используют выражение «отрицательное подкрепление действия». Оно раскрывает суть: наказывать собаку можно только в том случае, если вы застали питомца в момент совершения «преступления» — это главный принцип воспитания животного.

Самая распространенная ситуация: владелец приходит домой и обнаруживает оторванные обои, изгрызенную ножку стола и порванный ботинок. Первая реакция? Наказать виновника: отругать и отлупить питомца. Однако у собак отсутствует логическое мышление. Наказание, в их представлении, не является следствием созданного в квартире хаоса. Скорее, животное свяжет следующие события: появление хозяина и последующую боль. Легко догадаться, что после пары таких эпизодов собака уже не будет радостно встречать человека у двери.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите консультацию ветеринара бесплатно Спасибо за подписку!

Методы наказания питомца

Если физическое воздействие неэффективно, то как правильно наказывать собаку за непослушание? Есть несколько вариантов:

  1. Выговор
    Один из самых действенных методов — порицание. Обратите внимание, что на собаку нельзя повышать голос, кричать и ругаться. Серьезного тона и твердого голоса будет достаточно для того, чтобы питомец понял, что он неправ.

  2. Неожиданные действия
    К ним относятся брызги воды, громкие звуки (например, хлопок в ладоши) или неожиданно летящие посторонние предметы. Что это и как с этим работать? Ситуация: собака подбирает на улице мусор. Как только любимец потянулся за чем-то запретным, в его сторону летят ключи. Но таким образом, чтобы он не видел, кто именно их кинул. Это важно, поскольку хозяин в данной ситуации все равно остается хорошим и добрым. После нескольких таких тренировок боязнь возникновения постороннего предмета «из ниоткуда» окажется сильнее желания съесть мусор.

  3. Игнорирование
    Это еще один действенный метод наказания собаки. Его следует применять только в крайнем случае — за намеренное вредительство или укус. Важно, чтобы все члены семьи игнорировали питомца, иначе собака будет чувствовать защиту и не осознает вину.

  4. Встряхивание за шкирку
    Еще один эффективный метод — встряхивание за шкирку, к которому тоже следует прибегать только в исключительных случаях. Он заключается в повторении действий собаки-мамы при воспитании щенков.

  5. Рывок поводка
    Классический метод в связке с командой «Фу». Как правило, используется на прогулке.

Воспитание животного — сложный процесс.

От того, как вы будете наказывать собаку, во многом будет зависеть не только ее отношение к вам, но и ее психологическое здоровье.

Специалисты не рекомендуют часто использовать наказание в воспитании питомца. Лучше любых запретов на него действует ласка, похвала и внимание хозяина.

Грамотное наказание – один из методов дрессировки, обучения собаки. Позволяет эффективно закрепить нужный образец поведения, показать, что питомец поступил неправильно. Важно научиться правильно наказывать собаку, чтобы она не воспринимала действия хозяина как жестокость. Чрезмерно агрессивные методы могут привести к изменению психики животного, проблемам со здоровьем.

Особенности психологии собак

Все собаки – стайные животные, ориентированные на хозяина. Они хорошо социализируются, стараются во всем угодить человеку. Обладают простой психикой, не способной к сложным мыслительным процессам. Однако они хорошо улавливают причинно-следственную связь, что является основой любой дрессировки и воспитания. Считается, что они не могут мстить, но они обладают достаточной памятью, чтобы запомнить отношение к ним. Чрезмерная жестокость и агрессивность людей приводит к деформированию психики, появляется пугливость и неустойчивое поведение.

Отношение к наказанию отличается у разных пород. Например, той-терьерам и левреткам достаточно одного осуждающего взгляда хозяина. Для темпераментных собак (азиатские породы, терьеры и шнауцеры), а также всех охотников требуется более интенсивное воздействие.

Когда стоит наказывать

Главный принцип наказания собаки – реакция на ее действия должна быть незамедлительной. Следует учитывать, что питомец не обладает логической связью. Если вы начнете ругать его за поступки через какое-то время, животное не сможет связать эти два события. Отрицательное подкрепление должно следовать сразу же после проступка.

Например, если вы пришли домой и обнаружили порванные вещи, беспорядок, то наказание любимца будет малоэффективным. Он не сможет связать эти два события, в результате появление хозяина для нее будет ассоциироваться с неприятными эмоциями.

Как наказывать за непослушание

В кинологии есть несколько методов наказания. Основные формы отрицательного подкрепления:

  1. Выговор. Один из самых популярных методов. Обратить внимание собаки на какое-то действие. Для этого достаточно серьезного тона, но нельзя кричать.
  2. Неожиданные действия. Позволяют отвлечь питомца, чтобы скорректировать поведение провести выговор. Это может быть брызги воды, хлопок в ладоши, звук свистка или резкое одергивание поводка.
  3. Игнорирование. Применять данный метод нужно только в крайних ситуациях. Игнорировать собаку до тех пор, пока она не осознает вину из-за своего поведения. Если в семье несколько человек, все должны придерживаться одной тактики.
  4. Встряхивание за шкирку. К этому способу прибегать только в исключительных случаях. Такое действие имитирует поведение мамы при воспитании потомства.

Чтобы продемонстрировать вашу реакцию на послушание собаки на улице, можно резко одернуть поводок. Сочетается с классической командой «фу» для работы с питомцем при прогулках на открытом воздухе.

После наказания нужно ограничить общение, игры и похвалу. Собаке нужно продемонстрировать вашу реакцию на поведение, чтобы она быстрее усвоила необходимую модель поведения. После того, как питомец продемонстрировал, что понял урок – обязательно помириться с ним.

Как наказать за укус или агрессию

Агрессивное поведение питомца недопустимо – укусы собак даже небольших по размеру пород могут привести к серьезным травмам. Из-за особенностей строения челюстей они легко разрывают кожу и мышцы, а силы сжатия зубов достаточно для перелома кости человека. Повышенная агрессивность собак не проявляется резко, как правило, это следствие неправильного содержания и воспитания, регулярного физического насилия со стороны хозяина. Следует различать следующие виды агрессии:

  • половая;
  • оборонительная и защитная;
  • иерархическая;
  • охотничья;
  • игровая;
  • межвидовая;
  • материнская.

Кроме того, собака может начать кусаться на фоне воздействия резких внешних раздражителей. Если она укусила хозяина или кого-то из членов семьи – реакция в виде наказания должна быть незамедлительной. Нужно сразу же взять питомца за ошейник, сделать строгий выговор. Дождаться стабильного состояния, а чтобы переключить внимание, можно сделать какой-нибудь неожиданное действие.

После первой демонстрации агрессии к людям рекомендуется пойти на курсы ОКД, а также скорректировать процесс воспитания, чтобы питомец понимал иерархию. Если были попытки нападения на других животных на улице, прогулки нужно проводить только в наморднике. За укусы и рычание нельзя наказывать физически, что может усугубить ситуацию. После того, как собака приняла наказание и идет на примирение, обязательно нужно показать хорошее отношение к ней.

Если она гадит дома

Собака может справлять нужду в квартире, если она не обучена делать этого на улице или имеются заболевания выделительной системы. При обнаружении лужи или кучи в квартире, питомца следует сразу же отчитать. Для этого достаточно немного усилить тон голоса, но не кричать. Категорически нельзя наказывать едой, бить животное. Если вы видите, что собака хочет справить нужду – нужно отвлечь ее от этого командой «фу». Как можно скорее идти с ней на улицу (если сделаны все прививки). Полезные рекомендации, если любимец не хочет писать на улице:

  • найти друга для совместных прогулок – он может стать примером;
  • взять с собой воду и напоить собаку после того, как она побегает;
  • увеличить время прогулки;
  • усилить физическую нагрузку, играть с питомцем.

В среднем, процесс обучения справлять нужду на улице занимает 1-2 месяца. Зависит от особенностей дрессировки, возраста и здоровья.

Фото:.com

Наказание за непослушание на улице

Невоспитанная собака может демонстрировать агрессию к другим животным на улице, подбегать к людям, а также подбирать мусор. Это может быть опасным, так как ваш питомец легко съест отравленный продукт или чужие экскременты, что грозит долгим лечением. За непослушание на прогулке нужно проводить наказание. Основные методы:

  • одергивание поводка;
  • команда «фу»;
  • строгий выговор.

Если ваш питомец проявляет агрессивное поведение к другим, то всегда нужно надевать поводок. Когда вы видите другое животное, нужно подвести своего пса к ноге или посадить рядом. Для профилактики рекомендуется записаться на курсы общей дрессировки. Чтобы подкрепить желаемое поведение, полезно всегда носить с собой лакомство для поощрения. Для удобства контроля к началу прогулок на улице стоит еще дома обучить собаку простым командам «лежать», «сидеть», «стоять».

Фото:.com

Как наказать за порчу вещей

Основные причины, почему собака грызет и портит вещи в доме – щенячий возраст (режутся зубы), а также недостаточная физическая активность. Если вы обнаружили хаос, когда зашли в квартиру, собаку нельзя бить, наказывать едой. Следует обратить внимание на происходящее, сделать строгий выговор.

Чтобы избежать деструктивного поведения вашего любимца, нужно добиться физической усталости. Для этого подойдут игры на свежем воздухе, занятия на выносливость и продолжительные прогулки. Взрослым псам и щенкам рекомендуется оставлять косточку или любое другое плотное лакомство, что полезно и для чистки зубов.

Как наказать щенка

Можно ли наказывать собаку – один из первых вопросов, который встает в начале дрессировки. От воспитания зависит не только особенности последующего поведения собаки, но и ее здоровья. Наказание щенка должно быть очень мягким. При его непослушании достаточно, переключить внимание на себя, а затем сделать строгий выговор или слегка встряхнуть за шкирку.

Щенок может до 4-6 месяцев ходить в туалет в квартире, грызть вещи из-за активного роста зубов. В таких ситуациях нельзя проявлять физическую и вербальную агрессию, лишать еды, выгонять на холод. Молодые собаки имеют подвижную психику, они быстро учатся – уже с 3-4 месяцев их можно обучать команде «фу», «рядом» и другим необходимым способам контроля.

Как нельзя наказывать собаку

При воспитании и дрессировки есть ряд моментов, которые нельзя допускать во время наказания. Это может вызывать изменение психики, обиду и потерю авторитета, ухудшение социализации. Основные вещи, которые недопустимо делать:

  • причинять боль;
  • бить рукой или острым, тяжелым предметом;
  • использовать ошейники с шипами, шоком и другие агрессивные методы;
  • отбирать игрушки и лежак;
  • запугивать;
  • на длительный срок ограничивать общение;
  • использовать сильные медикаментозные средства и хирургическое вмешательство.

Если не получается наладить отношения с собакой, обучить ее базовым командам, рекомендуется обратиться к профессиональному кинологу. У разных собак могут отличаться поведенческие реакции на наказание и поощрение, поэтому важно учитывать особенности темперамента, характера вашего любимца.

Коротко о главном

  1. Наказание, или отрицательное подкрепление – важная часть воспитания, дрессировки.
  2. Реакция на агрессию, испорченные вещи и непослушание должно быть незамедлительным.
  3. Основные методы наказания: строгий выговор, игнорирование, встряхивание за холку.
  4. Даже если собака демонстрирует деструктивное поведение, ее нельзя бить, наказывать голодом и надолго лишать общения.
  5. Из-за особенностей развития щенки могут справлять нужду в доме, грызть предметы. При грамотном подходе такое поведение уходит к 4-6 месяцам.

К сожалению, до сих пор многие владельцы уверены, что без битья воспитание и дрессировка собаки просто немыслимы. Это один из самых живучих и опасных мифов, и избавимся полностью мы от его влияния очень нескоро. Тем не менее, все больше людей (и это не может не радовать) склоняются к тому, что собак бить нельзя. Почему нельзя бить собаку и как в таком случае добиться от нее нужного поведения?

Фото: psychologytoday

Почему нельзя бить собаку, даже «не больно»?

Бить собаку нельзя по многим причинам.

Во-первых, бить живое существо, жизнь и благополучие которого целиком зависит от человека, просто жестоко.

Во-вторых, собака ведет себя «плохо» потому, что либо ее научили подобному поведению, пусть и не осознавая этого (и чаще всего научил именно тот человек, который бьет), либо она для подобного поведения создавалась природой (то есть ведет себя – какой сюрприз! — как собака) или выводилась человеком (если речь о породных особенностях, которые владелец не учел, приобретая щенка), либо не удовлетворены ее базовые потребности (что тоже – «заслуга» человека). А значит, бить ее за это просто нечестно.

В-третьих, бить собаку совершенно неэффективно. И на этом хотелось бы остановиться подробнее.

Фото: keepthetailwagging

Зачем люди бьют собак и приносит ли это желаемый результат?

Причин, по которым люди бьют собак, четыре:

  1. Человек, побив собаку, получает эмоциональную разрядку. Пришел он домой после тяжелого трудового дня, да еще получил выговор от начальства, а дома – очередная лужа или погрызенная обувь. Побил собаку – вроде полегчало. Проблема в том, что подобный сценарий является подкреплением для человека, а значит, он будет бить собаку снова и снова. Научит ли это собаку, как нужно себя вести? Очень сомнительно. А вот бояться хозяина и не доверять ему научит.
  2. Человек с помощью битья пытается прекратить нежелательное поведение собаки. Например, собака попыталась стащить кусок колбасы со стола – человек ее ударил, собака выронила колбасу и убежала. Собака лает – человек побил ее, она замолчала. Эффект достигнут? Вроде бы да, поведение прекратилось. Но на самом деле – нет. Дело в том, что битье никак не влияет на мотивацию собаки, и ее потребность остается неудовлетворенной. А значит, собака будет искать другие способы – и не факт, что вам они понравятся больше. Возможно, собака больше не будет воровать со стола в присутствии хозяина – но что ей помешает делать это, когда он отвернется или будет в другой комнате? Если собака лает от перевозбуждения, от битья она не станет более спокойной, а значит, либо будет лаять снова и снова, либо перевозбуждение выльется в другие проблемы поведения. К тому же, битьем человек не учит собаку альтернативному поведению, тому, что потребность можно удовлетворить приемлемым способом.
  3. Хозяин не знает, что можно взаимодействовать с собакой по-другому. Если честно, в наш век информационных возможностей это воспринимается как издевательская «отмазка», не более того. Здесь самое время вспомнить поговорку «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – причины». А возможностей сейчас более чем достаточно.
  4. Хозяину просто нравится бить собаку. Увы, подобное встречается не так уж редко – попытка убедиться в собственной значимости и всевластии, причиняя вред другому живому существу, или удовлетворить садистские наклонности. Но здесь комментировать нечего. Единственный приемлемый способ бороться с этим – нормальные, работающие законы, направленные на защиту животных, выявление подобных личностей и запрет держать собак. На постсоветском пространстве в данный момент это, к сожалению, утопия.

Наконец, бить собак просто опасно. Согласно результатам исследования, минимум 25% собак сразу же отвечают на агрессию хозяина агрессией. Другие собаки вначале демонстрируют сигналы подчинения, которых большинство владельцев просто не замечает, а значит, собаке ничего не остается, как защищаться, и в результате мы получаем собаку, которая опасна для владельца и окружающих. Еще у части собак подобные методы формируют выученную беспомощность, что порой устраивает владельцев, но в этом случае собака постоянно испытывает дистресс, что отражается на ее здоровье и уровне благополучия.

Фото:

Есть ли альтернатива? Что же делать, если бить собаку нельзя?

Битье собак – наследие жестоких методов воспитания, которые были распространены (и декларировались как единственно возможные) в начале и середине прошлого века. Эти методы были прямым следствием отношения к собакам как к военным машинам, которые должны демонстрировать беспрекословное подчинение и полное отсутствие инициативы из разряда «Шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте». А также следствием крайне низкого уровня понимания психологии собаки и особенностей ее поведения.

Однако сейчас поведение собак изучается со всех сторон, и за последние пару десятилетий мы узнали о «лучших друзьях» больше, чем за предыдущие тысячелетия. Так что появляется все больше альтернатив жестоким методам обучения, и бить собаку совершенно необязательно. Отмахиваться от них просто глупо и нечестно по отношению к питомцам.

Никто не спорит с тем, что важно обучать собаку правилам. Но делать это стоит с умом. Крайне важны системность и последовательность, предсказуемость и разнообразие в правильных пропорциях, а также обеспечение базовых потребностей четвероногого друга.

Существует огромное разнообразие методов как дрессировки собак, так и коррекции поведения, свободных от жестокости и основанных на положительном подкреплении.

Учитесь сами и учите собаку, и в этом случае общение с ней долгие годы будет приносить вам радость, не омраченную бессмысленной жестокостью.
Возможно, вам также будет интересно: Чрезмерный лай собаки: методы коррекции

Наказание детей – горячая тема, которая всегда вызывает холивары в соцсетях и на форумах. Кто-то считает, что нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник за непослушание. Кто-то категорически против физических проявлений насилия и предпочитает в случае детской провинности с ребенком просто прекратить разговаривать, считая, что воспитание молчанием – эффективная штука. (Спойлер: нет.)

Так где же та грань, после которое наказание = насилие, как воспитывать детей, чтобы не травмировать их психику, но в то же время приучить нести ответственность за свои поступки? Об этом поговорим в нашей новой статье. А также разберемся в том, почему дети плохо себя ведут, кто виноват и что делать. Как наказывать можно, как нельзя, и в финале – 18 советов от психологов, которые помогут выстроить сбалансированную систему воспитания, без перекосов в наказания и вседозволенность.

Наказание детей

Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать – отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас баталии сместились в поле «наказывать или разговаривать», и это радует.

В словарях слово «наказание» толкуется как применение к другому человеку нежелательных или неприятных для него воздействий с целью прекратить или остановить нежелательное или антинормативное поведение.

Любое наказание предполагает неравенство, потому что это властное принуждение кого-то к желательному поведению.

В наказании всегда присутствуют:

  • наказующий – некий судья, законодатель, который определяет, что правильно и неправильно;
  • наказываемый – тот, кто вследствие действий другого человека испытывает страдание.

Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.

Плохое поведение: почему ребенок не слушается

Как же быть в ситуациях, если разговор не помогает, а ребёнок ведёт себя разрушительно по отношению к другим, отрицает и нарушает правила? Терпеть, ругаться, сходить к психологу или повесить на гвоздик ремень?

Конечно, сходить к психологу, если вы чувствуете затруднения в общении с детьми, с которыми вам сложно справляться. Думаю, каждый психолог на приеме слышал:

  • Я понимаю, что орать нельзя, но не знаю, что сделать
  • Он (-а) совсем меня не слушается, что делать?
  • Мы его (ее) и ругали, и в угол ставили, и отшлепали пару раз, ничего не работает.
  • Скажите, с какого возраста и нужно ли наказывать детей?
  • Как бороться с непослушанием?

У вас есть дети? Если нет, то просто вспомните своё детство. И прежде, чем читать дальше, сделайте следующее:

  1. Выпишите в столбик все поощрения, которые вы используете при воспитании ребёнка. Получилось?
  2. Теперь запишите в другой столбик все наказания, которые используются вами, когда ребенок не слушается.
  3. Сравните два списка. Какой получился длиннее? Что было тяжелее писать?
  4. Теперь напротив каждого пункта напишите четкое определение, за что именно вы используете данное поощрение и наказание.

Это задание подсвечивает то, что мы не замечаем в наших родительских буднях – как правило, мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.

Почему возникают трудности в воспитании

Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:

1. Нет достаточного арсенала средств воздействия на ребенка (информационная проблема)

Родитель и рад бы не орать, но как можно по-другому – не знает, потому что, например, не было позитивного опыта в своей семье.

2. Дисбаланс поощрений и наказаний в сторону последних

В этом случае снижается мотивация выполнять правила (какой смысл слушаться, если все равно накажут)

3. Непоследовательность в воспитании

  • Непредсказуемость

Когда родители ведут себя непредсказуемо и за одну и ту же провинность меняют наказание (то накричат, то шлёпнут, то лишат мультиков, то просто пожурят) . В результате у ребёнка нет чёткого понимания, «что за что бывает». Наказания в таком случае воспринимаются больше как импульсивность родителя. Как следствие – у ребенка повышается тревога, возникают невротические реакции (ведь каждый раз, провинившись, ребёнок не знает, чего ждать от родителей), ухудшается поведение, т.е., возникает то самое «непослушание».

  • Несогласованность

Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.

  • Несоответствие возраста ребёнка и требований, предъявляемых к нему взрослыми

Бывают дети, которые к 3 годам отлично говорят, опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, и, например, высокого роста. Такой ребёнок почти всегда воспринимается родителями как более взрослый, чем он есть на самом деле, и от него начинают требовать выполнения таких действий и сложных инструкций, как будто он старший дошкольник. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что ребенок не убирается в своей комнате, не кладет после игры игрушки на место. Естественно, ребенок начинает капризничать, часто плакать, могут появиться невротические реакции признаки (тики, страхи, нарушение сна и поведения).

  • Неврологические проблемы или проблемы в развитии

Бывает, что родители не видят за плохим поведением сложностей в развитии или им трудно это признать.

  • Гиперактивность

Синдром дефицита внимания может сопровождаться импульсивностью ребёнка и подростка, нарушением концентрации внимания и волевых качеств. В этом случае дети нарушают правила и не слушаются не потому, что не хотят, а потому что не могут запомнить инструкцию, удержаться в границах дозволенного. Ошибкой в данном случае будет являться излишнее давление и требования.

  • Непоследовательность поведения родителей и нечеткие правила для всех

В этом случае состояние ребёнка можно сравнить с новичком за рулем, который не знает ПДД. Он нарушает правила, не зная о них, или надеясь, что «проскочит», потому что раньше это удавалось.

  • Разные тактики воспитания у разных членов семьи

Это может приводить к невротизации ребёнка, в результате он становится непослушным и капризным.

  • Много запретов

Порой родители так тревожатся за безопасность или «правильное воспитание» детей, что в доме и на улице от них только и слышится «нельзя», «отойди», «не лезь», «это тебе рано». Как будто весь мир становится запретным. Эта ситуация неприемлема для ребёнка, который только познает мир и имеет сильный интерес ко всему новому. Поэтому логично, что он «перестаёт слышать» эти запреты.

  • Недостаток внимания со стороны взрослых

Если ребёнку в семье мало уделяется внимания, то он начинает привлекать его любым способом, в том числе и плохим поведением. Равнодушие для ребёнка страшнее наказаний.

Наказания в культуре разных стран

Проводилось много монокультурных и несколько кросскультурных исследований касательно наказаний детей. Согласно статистике, в 7% культур применяются телесные наказания детей, но «часто» – только в 20% сообществ. В 82% культур чаще всего применяются внушение, демонстрация примеров поведения и другие более мягкие приемы воспитания по сравнению с физическими наказаниями.

Существуют культуры, где битье детей и какого-то рода физические воздействия вообще не применяют. Например, канадские бедуины-инуиты никогда не бьют детей и вообще предоставляют им максимум свободы. Если ребёнок плохо себя ведёт, над ним, как правило, подшучивают и дразнят его, а если он игнорирует замечания, перестают с ним разговаривать.

В японской культуре существует период вседозволенности – от рождения до 5 лет. В это время от ребёнка вообще стараются не требовать идеального поведения, не делают ему особо никаких замечаний и не ограничивают его поведение. На этом этапе развития родители лишь объясняют, почему так поступать нельзя, и выражают своё огорчение по поводу плохого поведения. Однако к моменту поступления в школу поведение ребёнка уже жестко регламентируется правилами поведения.

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель – не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Границы в воспитании

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Здоровые границы:

  • служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
  • позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание – это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

  • Действия, при помощи которых осуществляется наказание

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

  • Инструменты, при помощи которых осуществляется наказание

Это может быть и слово, и ремень.

  • Легитимация

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

  1. Отомстить.
  2. Устрашить, чтобы ребёнок не повторял в будущем подобные поступки.
  3. Долгосрочное изменение ценностных ориентаций и мотивации, изменение поведения.

8 запрещенных приемов, или как наказывать нельзя

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

!!! Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия» (драчливость, отождествление с агрессивностью) . Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

Унижать

Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени

Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.

Оскорблять, использовать слова-ярлыки

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. – осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

Наказывать за то, что ребёнок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость)

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.

Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю»

Для ребёнка это самое страшное наказание. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.

Ущемлять в базовых потребностях

Никогда и ни за что нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития.

Наказания: а как можно? 6 «легальных» способов наказания

Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка – это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении – обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети ведут себя нехорошо не потому, что злодеи, а потому, что забыли.

Второй важный момент – соразмерность наказания. Маленький проступок – маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно – и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.

Установите приложение «Где мои дети” прямо сейчас

Узнайте, соблюдает ли ребёнок Ваши ограничения и правила, когда Вас нет рядом

4 способа повлиять на детское поведение без наказаний

Существуют ли способы влиять на детское поведения, не наказывая? Да. Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону, хотя это кажется слишком простым (простота здесь только на первый взгляд).

Внимание к мелочам

Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка – это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только, ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание. Сменить эту тактику непросто, но оно того стоит.

Смысл состоит в том, чтобы давать внимание и похвалу, когда ребёнок хотя бы движется в ту сторону, в которой бы нам хотелось, чтобы шло его развитие.

Например, ребёнок часто дерётся в детском саду, и воспитатели говорят, что он агрессивный, ему сложно сдерживать свои эмоции, он не сидит на месте, часто перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди и т.п. В данном случае будет полезно вслух отметить момент, как только ребёнок просидел спокойно хотя бы пять минут или удержался от конфликтов со сверстниками. Обратите на это своё внимание и обсудите, как это важно, и как у него здорово сегодня все получилось.

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами во дворе и с воспитателями в детском саду. Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать. Я обратила внимание, что в работе ты почти не допустил ошибок, ты постарался написать аккуратно».

Награждать за примерное поведение

Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

Подчёркивать достоинства и сильные стороны ребёнка

Это позволит ребенку опираться на них. В конечном счете, если по-честному, нам же важнее, чтобы ребёнок чувствовал себя сильным и способным справиться с трудностями. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

Хвалить авансом

Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Иногда говорите это ему.

Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть,- у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

18 советов для родителей, которые размышляют над проблемой методов воспитания и наказаний детей

  1. Наказания должны быть всегда обоснованными.
  2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.
  3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.
  4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением – гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.
  5. Чаще показывайте свою любовь.
  6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.
  7. Избегайте жестокости.
  8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.
  9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)
  10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний – путь к неврозу.
  11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.
  12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. Старайтесь не угрожать вообще.
  13. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.
  14. Правила для всех – и для взрослых, и для детей!
  15. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.
  16. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.
  17. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.
  18. Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.

В этой статье мы рассмотрели только несколько вариантов повлиять на поведение ребёнка. Способов и подходов, конечно, гораздо больше.

Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов. Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания – это любовь, сочувствие и воспитание себя. Автор статьи – Лариса Милова Семейный психолог

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*