admin / 28.08.2018

Комплекс дон жуана

О син­дроме Дон Жуана

Образ такого муж­чины-соблаз­ни­теля вот уже много веков оку­тан орео­лом зага­доч­но­сти и роман­тики. Под дей­ствием его оба­я­ния жен­щи­нам кажется, что вот он — муж­ской идеал: кра­сив, умен и знает, что нужно жен­щине. Но если мы подробно раз­бе­ремся в про­ис­хож­де­нии син­дрома Дон Жуана, то нас ждет разо­ча­рование.

Психоанали­тики объ­яс­няют этот тип муж­ского пове­де­ния глу­бо­кой нар­цис­си­че­ской трав­мой. Маленькие Дон Жуаны обычно вос­пи­ты­ва­ются холод­ными и отвер­га­ю­щими их мате­рями, кото­рые не могут дать им воз­мож­ность почув­ство­вать свою исклю­чи­тель­ность, «осо­бость» (что тре­бу­ется любому ребенку для нор­маль­ного раз­ви­тия). В резуль­тате, вырас­тая, такие муж­чины, как ни странно, посто­янно сомне­ва­ются в своей при­вле­ка­тель­но­сти и, соблаз­няя девушку в оче­ред­ной раз, как бы сим­во­ли­че­ски поко­ряют соб­ствен­ную мать, чув­ства кото­рой так и оста­лись без­от­ветны. К насто­я­щей бли­зо­сти Дон Жуаны не спо­собны, поскольку для этого необ­хо­димо ото­рваться от соб­ствен­ной пер­соны и обра­тить вни­ма­ние на лич­ность люби­мого чело­века. Покорители жен­ских сер­дец в этом смысле ущербны — их инте­ре­сует только удо­вле­тво­ре­ние сво­его нар­цис­си­че­ского Эго.

Почему такие муж­чины неиз­менно осты­вают к своей «добыче» и вновь выхо­дят на охоту? Получив под­твер­жде­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти в гла­зах у одной жен­щины, Дон Жуан начи­нает сомне­ваться, а так же ли он хорош для всех осталь­ных. На самом деле, после кон­фетно-букет­ного пери­ода уха­жи­ва­ний эти муж­чины не пред­став­ляют, как дальше раз­ви­вать отно­ше­ния, ведь они уже полу­чили все, в чем нуж­даются.

«К насто­я­щей бли­зо­сти Дон Жуаны не спо­собны, поскольку для этого необ­хо­димо ото­рваться от соб­ствен­ной пер­соны и обра­тить вни­ма­ние на лич­ность люби­мого чело­века»

Вопреки сло­жив­ше­муся сте­рео­типу, Дон Жуаны не обла­дают истин­ной муже­ствен­но­стью. Это не те муж­чины, кото­рые будут забо­титься о своей вто­рой поло­винке, обес­пе­чи­вать ее и вить сов­мест­ное гнездо. В пси­хо­ло­ги­че­ском плане эти муж­чины очень жен­ственны: они так и не смогли пройти Эдипову ста­дию раз­ви­тия и отож­де­ствить себя с отцом (а это необ­хо­ди­мое усло­вие ста­нов­ле­ния зре­лой сек­су­аль­но­сти). По сути, таким муж­чи­нам даже секс сам по себе не столь инте­ре­сен, сколько сам факт того, что им уда­лось завлечь оче­ред­ную девушку в постель.

Обычно запа­дают на этих кра­сав­цев жен­щины с опре­де­лен­ными пси­хо­ло­ги­че­скими осо­бен­но­стями. Это, во–пер­вых, дамы, неуве­рен­ные в себе и в своей сек­су­аль­но­сти со сла­бым зави­си­мым «Я». Для таких деву­шек при­вле­ка­тель­ный Дон Жуан слу­жит как бы ком­пен­са­цией их низ­кой само­оценки. Второй тип жен­щин, попа­да­ю­щих в сети серд­це­еда, — это те, кого вос­пи­ты­вал чрез­мерно дес­по­тич­ный отец. Вырастая в такой семье, девушки испы­ты­вают тре­вогу и непри­язнь в обще­стве муже­ствен­ных муж­чин, а вот лег­кие инфан­тиль­ные Дон Жуаны, напро­тив, вызы­вают сим­па­тию и вос­при­ни­ма­ются как не несу­щие опасности.

Мало кто из жен­щин испы­ты­вает удо­вле­тво­ре­ние после корот­кого романа с Дон Жуаном, ведь этому муж­чине, по сути, им нечего дать. Напротив, рас­ста­ва­ние с таким муж­чи­ной обо­ра­чи­ва­ется еще боль­шим под­ры­вом само­оценки и внут­рен­ним опу­сто­ше­нием. Поэтому нелиш­ним будет уме­ние рас­по­зна­вать этих героев.

Итак, как понять, что ваш новый кава­лер — Дон Жуан?

  • Он, ско­рее всего, мет­ро­сек­суал — все­гда сек­су­ально и модно выгля­дит, с доро­гим пар­фю­мом и, чего уж там, даже с мани­кю­ром и укладкой.
  • Он очень галан­тен и бук­вально осы­пает вас на пер­вом сви­да­нии ком­пли­ментами.
  • Активно пыта­ется про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние ори­ги­наль­но­стью мыс­лей, суж­де­ний, и вообще очень много говорит, пре­иму­ще­ственно, о себе.
  • Никогда не про­яв­ляет инте­реса к вашим про­бле­мам, не стре­мится помочь, поза­бо­титься. На любые ваши жалобы и просьбы реа­ги­рует изящ­ной шуткой.
  • Эмоционально холо­ден — вы не чув­ству­ете рядом с ним душев­ной теп­лоты, бли­зо­сти. Он не может вас пожа­леть, успо­ко­ить, если вы рас­строены.
  • Избегает дли­тель­ного сов­мест­ного вре­мя­пре­про­вож­де­ния, когда отно­ше­ния вхо­дят в усто­яв­шу­юся колею.
  • При виде дру­гой при­вле­ка­тель­ной девушки (даже если это ваша подруга) резко ожив­ля­ется и ста­но­вится наро­чито галант­ным и ост­роумным.

«Излечить» такого муж­чину любо­вью и теп­лым отно­ше­нием почти невоз­можно, да и он вряд ли в этом по-насто­я­щему нуж­дается.

Надо заме­тить, в век совре­мен­ных тех­но­ло­гий, с бес­чис­лен­ными при­ло­же­ни­ями для зна­комств жить Дон Жуанам стало проще — ино­гда им доста­точно про­сто пофлир­то­вать в чате. Но в опас­но­сти не только жен­щины: бла­го­даря феми­низму появ­ля­ется все больше жен­ских вари­ан­тов Дон Жуанов, для кото­рых харак­те­рен при­мерно тот же ком­плекс внут­рен­них проблем.

Примечания

Примечания Сноски

  1. Fleming, Nic. Short man syndrome is not just a tall story, Telegraph (13 March 2008). Проверено 4 декабря 2013.
  2. Morrison, Richard. Heart of the Fifties generation beats once again, The Times (10 октября 2005). Проверено 17 января 2008.
  3. Short men ‘not more aggressive’, BBC News (28 марта 2007). Проверено 17 января 2008.
  4. The Cornhill Magazine / под ред. У. М. Теккерей. — Smith, Elder, 1899. — P. 472.
  5. Alisha Cherian. Fact or Fallacy? (англ.). nlb.gov.sg (May 2014). Проверено 12 февраля 2019.
  6. Мухлаева И. Наполеон. Несколько сакраментальных вопросов. Наука и жизнь. Проверено 12 февраля 2019.
  7. (Hillemand P. Pathologie de Napoléon, ses maladies, leurs conséquences. La Palatine, 1970 : 250 p.
  8. Bastien J, Jeandel R. Napoléon à Sainte-Hélène. Etude critique de ses pathologies et des causes de son décès. Le Publieur, 2005 : 220 p.
  9. Sandberg, David E. (September 2002). “The psychosocial consequences of short stature: a review of the evidence” (PDF). Best Practice & Research Clinical Endocrinology & Metabolism. Elsevier Science Ltd. 16 (3): 450. DOI:10.1053/beem.2002.0211. Проверено 2008-01-01.

Почему сценические произведения, созданные много лет и даже столетий назад, все еще интересны зрителю? Театры всего мира, год за годом продолжающие ставить классику всех жанров и разных авторов, отвечают на этот вопрос беспрерывно. В саратовском театре оперы и балета в минувший вторник зрители и артисты выясняли, может ли опера Моцарта «Дон Жуан» быть не только экскурсом в историю музыки и театра, но и современным злободневным спектаклем. Судя по шквалу аплодисментов в финале, вечный сюжет про веселого обольстителя более сложен, чем иногда кажется, и по-прежнему актуален.

Премьера «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта — сама по себе мощное начало нового театрального сезона. Но в нашем оперном театре в этом году явно решили ударить искусством по кризису, поскольку прошедший спектакль — только начало целой череды мероприятий. 1 октября, в Международный день музыки, театр принял на своей сцене V Музыкальный фестиваль имени Ирины Архиповой, посвященный 90-летию со дня рождения великой певицы. В концерте приняли участие вокалисты из городов России, в разные годы ставшие призерами Международного конкурса имени Глинки, жюри которого возглавляла Архипова.

6 октября спектаклем «Князь Игорь» с приглашенными солистами в театре торжественно откроется I Всероссийский литературно-музыкальный фестиваль «Саратовская осень». Но только музыкой программа фестиваля не ограничивается. В ней запланированы встречи известных писателей России, поэтов, художников книжной иллюстрации с саратовцами, презентации книг для детей и взрослых, семинары представителей издательств и многое другое.

17 октября ожидается гала-концерт «Молодые оперные голоса России и Америки». Он станет частью большого проекта «Искусство без границ», который проходит второй год подряд. Проект стартовал летом прошлого года в Большом театре, а также на сцене Царицынской оперы в Волгограде и в Тронном зале Екатерининского дворца. В числе участников концерта один из пяти победителей национального конкурса молодых певцов Метрополитен-оперы Реджинальд Смит-младший, а также лауреаты всевозможных вокальных конкурсов Сюзан Винник и Доминик Армстронг.

До конца сезона руководство театра обещает также представить премьеры балета «Золушка» Сергея Прокофьева и оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки. А завершится все будущей весной очередным Собиновским музыкальным фестивалем.

Новая постановка «Дон Жуана» усложняет театру задачу, поскольку спектакль можно назвать одной из лучших премьер последних лет.

Опера Моцарта входит в число величайших из когда-либо написанных произведений для музыкального театра. В пользу этого утверждения в свое время высказались три человека, точно имевшие право судить о музыке, поскольку сами вписали в историю искусства свои имена золотыми буквами. Это были Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер.

В основу сюжета положена известная легенда о дерзком обольстителе Дон Жуане, который в итоге своих многочисленных романов получает возмездие от «каменного гостя» — к нему является статуя убитого им же Командора и в результате ловелас проваливается в ад. Несмотря на вроде бы морализаторский посыл сюжета, образ самого Дон Жуана всегда интересовал публику. Ведь, несмотря на все приключения, которые он ищет и находит на свою голову и другие части тела, у него хватает энтузиазма и сил двигаться дальше, не снижая темпа. А неподдельный и искренний интерес к женщинам не оставляет им шансов устоять перед его напором. При этом и Моцарт, и либреттист Да Понте первоначально классифицировали свое произведение как «dramma giocoso», то есть комическая опера. Вместе с гениальной музыкой это представляет широкие возможности постановщикам.

Режиссер Георгий Исаакян (Москва) и художник Эрнст Гейдебрехт (Германия) не преминули ими воспользоваться. Оба гостя имеют большой авторитет в театральном мире, обладают высшими наградами театральной России и известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Они не стали ставить в Саратове костюмную классику, а перенесли действие пьесы в условные «наши дни». Декорации по-модному абстрактны и напоминают стены домов с окнами, но при желании могут служить разным целям и визуальным эффектам.

Дон Жуан появляется на сцене в джинсах и белом пиджаке, его слуга Лепорелло — в пальто и разноцветных шапках с шарфами, а донна Анна впервые возникает перед зрителями практически в неглиже. Стюардессы в униформе, героини на шпильках, в вечерних платьях и темных очках, разгневанные мужики в футболках, дамы в деловых костюмах — люди на сцене выглядят так же, как и на улицах в любом современном городе. И в целом это смотрится более осмысленно и эстетично, чем подобные эксперименты в скандальной саратовской постановке оперы Вагнера «Риенци» 2013 года. Впечатление, кстати, касается не только костюмов.

«Глупо в 21-м веке делать вид, что трех веков со времен Моцарта не было. Это абсурд. Мне кажется, что с публикой театр может говорить только на языке сегодняшнего дня. Потому что как только он начинает рядиться в какие-то фальшивые одежды, он перестает контактировать с аудиторией. Это не желание быть авангардистами — я думаю, у нас репутации достаточно. Это желание быть близким к сегодняшнему зрителю, желание вызывать реакцию узнавания. Реакцию «Да, я понимаю, о чем речь, у меня это происходит каждый день!» — пояснил режиссер нашему изданию в антракте спектакля.

По ходу постановки нередко подчеркивается условность театрального действа — рабочие сцены периодически появляются на ней, чтобы выстроить абстрактные декорации, и не скрывают своего присутствия. В одном из эпизодов они выходят на сцену во время исполнения героиней своей партии и терпеливо ждут, когда она дотянет последнюю ноту. Такие решения позволяют сохранять некий уровень здоровой иронии и избегать того эффекта невероятной серьезности и пафоса, которым «большое искусство» иногда отпугивает зрителя.

Звучит увертюра, открывается занавес, на сцене люди в трауре, которые хоронят какую-то женщину. Среди них — маленький мальчик. Нетрудно догадаться, что впоследствии именно он превратится в главного героя. Это вызывает закономерное предположение, что постановщики саратовского спектакля рассматривают историю легендарного обольстителя через призму современных взглядов. В соответствии с ними любой Дон Жуан — в первую очередь жертва и заложник своих собственных проблем и негативного детского опыта.

Так ли это? «Мы все пленники своего детства и своих детских травм. Мы обсуждали долго с артистами, когда создавали спектакль, что очень многие вещи остаются за кадром по умолчанию и никто не хочет озаботиться вопросом, почему эти персонажи такие, какие они есть? Мы попытались восстановить биографии и понимание мотивов того, почему они так поступают. Для меня было важно понимать, что человек — это то, что из него делает время», — поясняет Исаакян.

По его словам, он постарался прочертить в спектакле «не один день, как в классической драме, а целую жизнь». В результате повествования зло вроде бы наказано, антагонисты Дон Жуана, блюстители морали и нравственности, побеждают. «Порок сам наказывает себя!» — поют они в последние минуты оперы. Но за время борьбы они явно стареют и приобретают такой тоскливый вид, что это дает повод для размышлений. Например о том, что противостоящие жизнелюбию и энергии человеческой природы люди зачастую сами наказывают себя куда сильнее, чем те, против кого они борются. Впрочем, и этот вывод вполне может быть оспорен, поскольку многослойность и отсутствие четких рамок и штампов «плохой — хороший» дает возможности для разных трактовок.

Так про что опера «Дон Жуан»? Про распутника, который должен служить нам всем негативным примером и уроком? «Театр никого не должен учить, — уверен Георгий Исаакян. — Театр задает вопросы. Нам все время указывают, что мы должны. Я думаю, что это неправильно. То, в чем мы категорически нуждаемся, — это мудрый, спокойный и тихий собеседник, который говорит: «Может быть, ты что-то пропустил? Может быть, тебе надо в чем-то сомневаться? Может быть, вот этот палец, который тебе постоянно что-то указывает, что правильно, а что нет, он не прав?» Мне кажется, что театр в виде собеседника — это гораздо интереснее, чем театр в виде указующего перста».

Реалии общественно-политической жизни в нашей стране последних лет таковы, что театр, в том числе музыкальный, уже не раз становился серьезным раздражителем для некоторых блюстителей морали и нравственности. И если помнить о назойливых усилиях ряда персонажей публичной политики (чьи фамилии уже стали нарицательными), которые хотят везде налепить ярлыки и фиговые листки и действительно указывать всем и вся своим указующим перстом, что можно, а что нельзя, то выходит, что в саратовском оперном театре поставили чрезвычайно злободневную премьеру.

Для меня Дон Кихот де ла Манча не только известный литературный персонаж. Но и герой великолепной притчи о существовании смертных, написанной гениальным Мигелем де Сервантесом.

Дон Алонсо Кихано был совершенно нормальным, пока не погрузился с головой в чтение. Он продал свои земли и купил на эти деньги книги о рыцарях. И вот, он путает ветряные мельницы с великанами, нападает на стада овец, принимая их за войска неприятеля. С точки зрения здравого смысла, мы можем снисходительно назвать его сумасшедшим. Он погружается в ирреальный мир злобных колдунов и заклинаний. Дон Кихот думает, что приключение достойное героя – это ничто иное, как борьба со злом, которое никто кроме него не видит.

Однако. Много ли разницы между Дон Кихотом и нами? Истории, рождаемые паникой, внушающие нам беспокойство и страх, не многим отличаются от воображаемых приключений героя Сервантеса.

Синдром Дон Кихота – не явление прошлого. И сегодня многие страдают от него, оправдывая свои несуществующие по сути проблемы, которые никогда не существовали, и не будут существовать в реальности. Как же мы приходим к этому?

Во-первых, «не быть занятым». Прошу не путать «не быть занятым» с состоянием отдыха. Отдых – это вечное действие Бога. Здесь мне приходит на ум Евангелие от Матфея 12.44-45: «Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». В «убранном доме» — сознании — человека поселяется заблуждение, если оно не успевает заполниться Истиной.

Во-вторых, мы позволяем глупым мыслям заполнить наше сознание и погрузить нас в сон, который всегда заканчивается кошмаром.

Истинная суть приключений Дон Кихота заключается не в его борьбе с воображаемым злом, а в том, что его неустанные друзья – барберо и слуга Санчо Панса – и есть настоящие герои, которые не успокоятся, пока не заставят Дон Кихота увидеть истину вещей.

Война Дон Кихота с драконами во все эпохи бессмысленна.

Миру необходимо осудить смертность, вытащить на свет единственную бессмертность. И этого мы сможем добиться только осознанием бесконечного Добра, которое всегда выражает и созерцает бесконечный Разум.

Хосе Родригез Пелаез.
Малага. Испания.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*