Здравствуйте, уважаемые пчеловоды! В настоящем видео я хотел бы поделиться с вами своим опытом работы…
admin / 31.10.2020
Содержание
Многие пчеловоды, особенно начинающие, искренне удивляются тому, что, сколько бы они ни старались, количество мёда, которое удаётся получить за сезон с одного улья, оказывается весьма скромным, а пчелиные семьи — слабыми и неплодовитыми. Секрет состоит в том, что для получения по-настоящему большой мёдопродуктивности пчёлам нужно обеспечивать кочёвку. Обо всех тонкостях этого процесса, в том числе способах изготовления передвижной пасеки своими руками, рассказано в данном обзоре.
Как известно, пчёлы производят мёд из нектара и пыльцы определённых растений, называемых медоносами. Наиболее активный сбор сырья для будущего мёда происходит в период, когда медоносы цветут. Однако это время обычно быстро проходит, и насекомым приходится срочно искать новое место для «охоты», причём не всегда такие поиски бывают достаточно успешны. По этой причине количество мёда, которое удаётся получить с одного улья, всегда сильно зависит от места размещения пасеки и конкретных погодных условий, сложившихся в том или ином сезоне. Поскольку такая неопределённость и плохая прогнозируемость становится серьёзной проблемой для любого, кто рассматривает реализацию мёда как серьёзный источник постоянного дохода, возникает необходимость поиска способов повлиять на показатели мёдопродуктивности и, конечно, постараться их повысить. Именно таким решением и является кочевая пасека.
Например, в селе Кривоносово к концу апреля зацвела медуница, а уже через месяц этот процесс полностью завершился. При этом, пасечник хорошо знает, что буквально в 20 км от этого места, в деревне Кривошапкино, есть обширные луга с одуванчиком, зацветающим как раз во второй половине мая. Двигаясь таким образом от одного цветущего медоноса к другому, пчеловод предоставляет своим «подопечным» возможность активного и, главное, непрерывного сбора нектара на протяжении нескольких месяцев подряд.
Важно! Существуют специальные календари цветения медоносных растений, актуальные для различных регионов. Например, в средней полосе европейской части России грамотно организованная кочёвка пчёл позволяет начинать медосбор в середине апреля и заканчивать в конце июля, а в Украине этот период и вовсе может длиться с марта по сентябрь включительно.
Ещё одной причиной высокой продуктивности кочевой пасеки является то, что пчёлы в этом случае подвозятся максимально близко к месту произрастания медоносов, а, значит, тратят намного меньше энергии на весь процесс сбора нектара, чем это бывает при стационарном обустройстве ульев. Не успевшая устать пчела возвращается в гнездо с полным взятком, в то время как при длительном перелёте значительную часть добычи насекомое съедает, чтобы поддержать собственные силы.
Конечно, для того чтобы пасеку можно было перемещать на значительные расстояния, прежде всего необходим транспорт. Совсем не обязательно, чтобы это был грузовой автомобиль или фургон. Для небольшого количества ульев вполне можно ограничиться прицепом. Как и при «оседлом» пчеловодстве, для передвижной пасеки необходимы ульи. В принципе, особых отличий в обустройстве стационарных и передвижных домиков нет. Но обычно для перевозок используются более современные модульные конструкции, состоящие из соединённых между собой однотипных ячеек-ульев. Главным преимуществом таких пчелопавильонов является компактность и устойчивость при транспортировке. Таким образом, поскольку никаких особенных сложностей в организации кочевой пасеки, в общем, нет, такой способ пчеловодства с успехом применяют даже мелкие фермеры и частные бортники.
Важно! Подсчитано: для того чтобы кочевая пасека окупилась, один улей должен приносить не менее 5 кг мёда. Для сравнения: средняя продуктивность стационарного улья — примерно 2 кг мёда.
Тем не менее перевозка живого груза всегда связана с некоторыми тонкостями. Прежде всего необходимо поинтересоваться действующими на данной территории государственными правилами, регламентирующими этот процесс, в противном случае из-за отсутствия необходимых документов перевозчик может быть привлечён к ответственности и не только заплатить крупный штраф, но и потерять своё имущество. Кроме того, пчёлы очень подвержены стрессам и тяжело переносят транспортировку, поэтому долгая тряска по бездорожью может оказаться пагубной для семьи. С другой стороны, вблизи от автострад с хорошим покрытием стоянки для ульев тоже организовывать нельзя: по-настоящему качественный мёд можно получить только на экологически чистых плантациях.
Во время кочевья очень важно руководствоваться несколькими основополагающими правилами:
Знаете ли вы? Пчела в поисках пищи способна проделать путь длиной в 8 км и затем безошибочно отыскать дорогу к дому, двигаясь при этом со скоростью примерно 0,5 км в минуту.
Хорошая ориентация в пространстве и выносливость насекомых не должны обманывать пасечника. Во-первых, после длительного путешествия насекомое полностью выбивается из сил, и его последующая производительность резко снижается. Во-вторых, на дальние расстояния пчёлы могут вылетать только в хорошо знакомой местности, досконально изученной каждой из них «с юности» (первый вылет у молодой пчелы всегда бывает ознакомительным, выполненным с целью «рекогносцировки»). Для кочевой пасеки принципиально важно, чтобы медоносы находились в непосредственной близости к улью.
Главная причина создания кочевых пасек, — это, конечно, продление периода медосбора и обеспечение пчёл полноценным кормом, который на постоянной основе далеко не всегда есть в пределах доступности насекомого при его стационарном содержании (это расстояние традиционно рассчитывается как площадь в радиусе 3 км от улья).
Иногда, впрочем, перевозка пчёл с места на место обусловливается и вынужденными обстоятельствами, такими, например, как:
Знаете ли вы? Кочевое пчеловодство практиковали ещё в Древнем Египте. Правда, в качестве транспорта в то время использовались плоты, а роль дороги выполняла главная водная артерия страны — река Нил.
Всё, что уже было сказано о передвижных пасеках, позволяет выделить как преимущества, так и недостатки подобного кочевого пчеловодства.
Модули для мобильных пасек просты в изготовлении и обслуживании, устойчивы, долговечны и компактны.
Важно! В передвижных пасеках практически никогда не бывает слабых семей — все особи активны, полноценны и одинаково сильны.
Конечно, многокорпусный кочевой модуль, потратив небольшое количество времени, можно приобрести в готовом виде и затем просто установить его на любой платформе с раздвижным рядом. Однако фабричная передвижная пасека стоит дорого и не всегда подходит под имеющийся в распоряжении пчеловода транспорт.
С другой стороны, применив не так уж много сил и смекалки, подобного рода конструкцию вполне реально изготовить своими руками, сделав её при этом оптимальной по размерам, весу и другим важнейшим параметрам. Первое и самое главное, что нужно определить для себя перед началом работы, — это способ транспортировки будущей пасеки. Если не рассматривать всерьёз перспективы перевоза пчёл лошадьми на самодельных телегах, как это делали в старину, проще всего использовать для этой цели обычный прицеп, автомобильный или даже тракторный (например, 2 ПТС4). Практика показывает, что таким образом, при помощи легкового авто можно вполне комфортно перевозить ульи и модули, рассчитанные на полтора десятка пчелосемей и даже более.
Если прицеп бортовой, то борта для удобства иногда снимают, а на платформе к деревянному настилу при помощи бортов прикручивают две направляющие планки. Определившись с платформой, можно приступать к изготовлению самого модуля.
Знаете ли вы? Лошадиный пот действует на пчёл как раздражающий фактор, поэтому, выпущенные из улья, навьюченного на кобылку, озлобленные насекомые непременно набрасываются на ни в чём не повинное животное и яростно его жалят. Эту особенность хорошо знали наши предки и всегда уводили лошадь подальше, прежде чем выпустить перевозимых на ней пчёл.
Учитывая, что конструкция должна быть мобильной, главным критерием при выборе основного материала для её производства должен быть небольшой вес. С этой точки зрения, оптимальный вариант — пенополистирол. Работать с ним тоже несложно, поэтому многие пасечники отдают предпочтение именно этому варианту.
Для изготовления передвижного модуля понадобится:
Набор инструментов включает в себя всего лишь:
Важно! Максимальный вес одного улья из пенополистирола составляет около 1,5 кг, причём в таком домике без труда размещается десяток рамок. На прицеп к легковому автомобилю можно установить до 30 полноценных ульев.
Общая конструкция мобильной пасеки может выглядеть примерно так:
Как видно из рисунка, пчеловод может разместить своё рабочее место в центре (вариант «в») либо в передней части платформы (вариант «а»). Вид сверху (рисунок «б») показывает последовательность размещения остальных частей пасеки (справа налево): медогонка, разделочный стол, сиденье, шкаф для хранения инструментов и запасных рамок, модули с ульями, расположенные в один либо в два яруса.
Сам улей можно изготовить, следуя такому чертежу:
Последовательность действий при изготовлении улья для кочевой пасеки:
Важно! Пчёлы, перевозимые с открытыми лётками, жалят гораздо реже, чем это бывает в случаях, когда на время перевозки выходы из ульев закрывают.
Для того чтобы модуль из ульев можно было перевозить, определённую подготовительную работу нужно провести и с прицепом.
Делается это так:
Расставлять ульи всегда нужно на одинаковом расстоянии друг от друга. Предпочтительным вариантом считается конструкция модуля в один ярус. Двухэтажные конструкции используются пчеловодами вынужденно, в целях экономии пространства, но более высокие нагромождения совершенно точно недопустимы. Проблема состоит в том, что в природе пчёлы живут в индивидуальных, расположенных отдельно друг от друга гнёздах, а не в многокорпусных павильонах.
Поэтому, обладая способностью легко ориентироваться в пространстве и находить дорогу к «дому», пчела очень часто теряется, видя перед собой множество совершенно одинаковых с виду лёток и, произвольно выбирая любую из них, с большой долей вероятности попадает в чужую семью (на обычной пасеке такой ситуации почти никогда не возникает, но вот для модульного, тем более передвижного, варианта она весьма характерна).
Узнайте подробнее о типах пчелиных ульев.
Подобное смешивание семей считается довольно большой проблемой по многим причинам. Так, ульи после возвращения пчёл со взятком заполняются неравномерно — в крайних происходит нагромождение насекомых, центральные остаются пустыми (особенно это явление характерно для неблагоприятных погодных условий, когда, гонимые дождём и ветром насекомые спешно влетают в ближайшее находящееся на их пути гнездо).
Помимо этого, при проведении селекционной работы опытные пчеловоды всегда стараются соединять сильные семьи с сильными, а слабые со слабыми, таким образом, в каждой семье состояние её членов всегда должно быть примерно равным, в то время как при смешивании семей это правило нарушается. Наконец, залёт пчелы не в свою семью регулярно приводит к тому, что «непрошенная гостья» сталкивается с противодействием со стороны пчёл-сторожей, не впускающих в гнездо чужака с незнакомым запахом. В результате переполненная взятком пчела устраивает драку, иногда заканчивающуюся даже гибелью одного из участников, но даже без таких серьёзных потерь пагубно сказывающуюся на общих показателях мёдопроизводства. А вот если дорогой ошибается матка, последствия бывают ещё более плачевными: заблудшую ожидает верная смерть, а её осиротевшая семья с большой вероятностью также погибает.
В определённом смысле воспрепятствовать блужданию пчёл может покраска ульев в разные цвета, что обычно и делают пчеловоды, но всё равно лучший способ сохранить семьи — это расположить домики таким образом, чтобы они находились строго параллельно цветочным плантациям, а не перпендикулярно и не вертикально.
Читайте также о прицепах для перевозки пчёл.
Для того чтобы передвижная пасека стала по-настоящему прибыльным предприятием и оправдала все связанные с её обслуживанием неудобства, опытные пчеловоды рекомендуют придерживаться таких правил:
Кочевое пчеловодство — бизнес очень хлопотный и затратный, но тем не менее только таким способом можно добиться высоких показателей производства мёда. Изготовить передвижную пасеку можно без особого труда своими руками, используя при этом лёгкие и недорогие материалы, после чего, имея в своём распоряжении обычный легковой автомобиль с прицепом, пасечник получает возможность перемещать ульи в места активного цветения медоносных растений и таким образом значительно увеличивать как период активного медосбора, так и качество конечного продукта.
«Что бы ни происходили в жизни, часов в 6 вечера я прихожу проверить, на месте ли океан.
Смотреть закат на Бали также важно, как чистить зубы и быть честным с собой. Вместо телевизора или ютуба здесь каждый день шоу в режиме live, с 6 до 7 вечера. Аншлаг.
Я расстилаю на песке свое синее покрывало со звездочками. Втыкаю ноги в теплый приставучий песок, усаживаясь поудобнее, смотрю по сторонам.
Бывает, я слушаю Зигги Альбертса в наушниках. Но чаще слушаю океан. Обычно вместе с ним до меня доносится Knock, knock, knockin’ on heaven’s door — у бара играет бэнд.
Они поют каждый вечер одно и тоже. (Я бы так не смогла. А вы?).
Закат на Бали пахнет жареной кукурузой, специями и благовониями.
Я щурюсь от яркого солнца: пока солнце еще не село, светит огого как. Чувствую тепло от солнца на коже. Волосы, запутанные ветром, мешают рассматривать людей.
На закате у океана полно людей. Они лежат на песке, сидят на песке, бегают по песку, жуют кукурузу, пью кокосы, стоят на голове, показывают сальто, йогу, акробатику, гуляют с собаками, обнимаются с любимыми, носятся за детьми.
Те, что посмелее, заходят по колено в теплую воду и не боятся, что волна через секунду намочит их с ног до головы. Бегут со всех ног от океана. Успели, не успели: как повезёт.
Если бы инопланетяне прилетели на Землю, то глядя на пляж Бату Болонг, они могли бы понять о человечестве если не все, то многое. По крайней мере они бы знали, что мы умеем любить, умеем рисковать и умеем наслаждаться жизнью. И некоторые представители человеческой расы еще стоят на голове.
Редко можно встретить хозяина пасеки, который не хотел бы иметь для себя и для своих трудяг самую лучшую медоносную базу. Идеально, когда сад порадовал весной, есть лес рядышком и повезло с погодными условиями для цветения акаций. А совсем уж хорошо, когда и фермеры рядышком посадили не только кукурузу или ячмень, а еще и гречку, рапс или подсолнечник. А, если вокруг пасеки с медоносами туго, без кочевки никак не обойтись. В этой статье рассмотрим пчелоприцепы: фото, видео, описания, а также инструкции, как сделать их своими руками.
Существует множество вариаций прицепов для пчел. Так сложилось потому, что даже в советские годы серийного и промышленного производства было недостаточно, чтобы потребности пчеловода были полностью удовлетворены в плане перевозки пчелиных жилищ. Поэтому приходилось изобретать конструкции самостоятельно. Пасечники собирали их под особенности ульев, которые они использовали, под климат, и под сам прицеп.
Для перевозки пчел различают легковые прицепы, павильоны и раздвижные платформы.
Кочевничество с пчелоприцепом имеет ряд своих особенностей и правил. Необходимо помнить, например, что рядом могут расположиться конкурирующие пасеки, поэтому нужно соблюдать дистанцию. Идеально, если пасеки будут расположены друг от друга на расстоянии трех километров. Недалеко от взятка должна находиться чистая пресная вода либо же нужно оборудовать место поилками. Территория должна быть укрыта от ветров и палящего солнца.
Перед самой поездкой, нужно разведать место, где будет располагаться прицеп. На месте же, его необходимо ставить параллельно угодьям с медоносами. Перевозка осуществляется с открытыми летками ночью.
Прицеп платформа является самым удобным средством для кочевки. Такие конструкции могут быть двухосными или одноосными. Здесь предусмотрены стойки, небольшие борты, а также места крепления ульев. Прицеп платформа – именно та конструкция, с помощью которой, используя любое средство для передвижения, можно перевозить улья с места на место.
Также прицеп платформа имеет небольшой вес и, благодаря этому улья не так сильно подвергаются тряске. Таким образом, насекомые кочуют в спокойствии. Одно такое приспособление может вместить до пятидесяти семейств пчел. Для хозяев больших пасек существуют многоярусные прицепы платформой, которые сильно облегчают кочевку пчел.
Такая конструкция – выгодна и удобна. К примеру, если зацвели новые растения, то необходимо просто подцепить приспособление к транспорту и можно отправляться в путь. Для защиты от прямых солнечных лучей можно всегда оборудовать такой прицеп крышей.
Невероятно удобное устройство для перевозки ульев, на котором в течение сезона можно содержать семейства пчел. Легковой пчелоприцеп устроен таким образом, что пчелиные жилища в него ставят в несколько рядов. К примеру, один внутренний и по бокам один крайний ряд. Платформа, которая расположена посередине выдвигается на приставных колесах в различные стороны. А когда приходит пора уезжать – задвигается назад.
Самая облегченная конструкция вмещает в себя около двадцати четырех ульев.
Предлагаем вам сделать своими руками именно вариант платформу, ведь она более мобильная и удобная. Если у вас нет места для пасеки, вы сможете легко использовать эту конструкцию. К тому же на ее постройку уйдет не много времени и сил.
Фото 1. Рессора с пружинамиФото 2. Выдвижные салазкиФото 3. Разделенная на три части рама Фото 4. Подшипники — колесики для рамы Фото 5. Петли для стягивания улей Фото 6. Пол из досок своими руками Фото 7. Стойки под крышу Фото 8. Ненакрытая крыша прицепа Фото 9. Готовая крыша пчелоприцепа
В завершение, интересный видеообзор прицепа для перевозки пчел на пятнадцать ульев, который был сделан своими руками.
FILED UNDER : Справочник