admin / 31.07.2020

Что делают собаки?

Да, бывает и так… Вы принесли домой этот пушистый комочек – живую игрушку. Игрушка сначала немножко поскучала, затем освоилась… И вот, уже щенок носится по квартире, с интересом исследует территорию, играет с вами, вы играете со щенком. Совершенная идиллия. Но, вот щенок находит, например, ваш носок, уносит его на свой диванчик, и наслаждается законной добычей. Вы, естественно, с негодованием устремляетесь к щенку, чтобы забрать свою вещь. И тут… неожиданность!!! Игрушка огрызнулась!

Что делать? Как правильно себя вести, в такой ситуации?

Вариантов два.

Первый. Лучше всего такую ситуацию не допустить. Щенка можно отвлечь другой игрушкой, вкусняшкой, и незаметно забрать нужную вам вещь.

Второй. Если агрессия уже была проявлена, то здесь главное не показать, что вы испугались. Возьмите щенка за загривок и приподнимите. В таком положении он вас зубами не достанет. Подержите его так, пока не перестанет рычать, можно строго приговаривать: «фу», «нельзя». Как только щенок перестанет сопротивляться и проявлять агрессию, — тут же приласкайте, его обнимите, ласково поговорите с ним.

Пугаться того что произошло не стоит. Просто вам попался маленький «доминантик», — собачка склонная к проявлению лидерства, собачка смелая и умная, с чувством собственного достоинства. И вам нужно подружиться с такой собачкой, заставить ее себя уважать.

Запомните! Уважать – это не значит бояться! Настоящее уважение можно заслужить только любовью!

Сразу успокою, что проявления такой доминантности – это отчасти возрастной фактор, щенок растет, и проверяет вас на «прочность», ну, получится у него или нет… Если вы правильно будете его воспитывать, он очень скоро поймет, что у него ничего «не получилось», и проявления агрессии не будет.

Такой щенок может рычать на вас, охраняя свою еду. Если это произошло, постарайтесь завоевать доверие щенка, и никогда не забирать у него то, что вы ему дали. Кормите его с рук, или мисочку с едой держите в руках, пока он ест, он очень скоро перестанет рычать. Если же вдруг что-то все-таки нужно забрать, постарайтесь сначала отвлечь его.

Ну, а если уже совсем без вариантов, щенок не отдает и злится, берем его за загривок и приподымаем, при этом строго выговаривая, все что мы о нем думам. Только не забудьте, как только щенок успокоится, сразу с ним помириться:) Собаки не помнят зла, а если вы будете после случившегося продолжать на него обижаться, он не поймет этого и тем самым вы только будете подрывать его доверие и любовь к вам.

Предупреждаю! Щенка бить ни в коем случае нельзя! Помимо того, что вы его можете покалечить, вы ничего не добьетесь, кроме того, что щенок будет вас бояться.

Когда вы приподымаете щенка за загривок, вы не делаете ему больно, но таким действием вы показываете ему свое превосходство. Именно так воспитывает щенка мама-сука. Так воспитывает щенков-подростков вожак-кобель в стае. И хотя наши шпицы — декоративные собачки и далеки от жизни в стае, но генетическая память у них осталась, и иерархическая лестница в семье строится точно так же как и в дикой стае. Ваша семья для щенка — это стая, и ваша задача остаться вожаком вашей стаи.

Если вы правильно будете себя вести, то очень скоро ваш шпиц перестанет на вас огрызаться, и будет сам отдавать вам, все, что вы у него попросите. Но, должна предупредить, что остальные члены семьи, например дети, не застрахованы от проявления агрессии щенка. Собаки очень быстро «просчитывают», кого нужно уважать, а с кем можно и пофамильярничать… Поэтому, я категорически не советую брать щенка, пока у вас совсем маленький ребенок. Или щенок будет кусаться, или ребенок щенка замучает…

автор статьи Елена Береза
питомник «ElenHouse»


Многие люди, включая и опытных инструкторов по дрессировке собак, неправильно понимают доминирование над собакой. Есть среди них и такие, которые дают неверную информацию (я бы сказал в какой то мере даже вредную) о том, как вести себя с собакой, кото-рая пытается поставить себя выше хозяина. Некоторые люди не могут подобрать правильный «ключ» в воспитании такой собаки и общении с ней, другие же считают, что только силовое воздействие – это единственный путь решения этой проблемы. К сожалению, есть и такие, которые считают себя изначально «альфой» в иерархической лестнице взаимоотношений человека и собаки, и удовлетворяются только общими методами дрессировки. В большинстве случаев эти подходы не годятся в установлении правильных и необходимых взаимоотношений между хозяином и собакой.
Кроме того, многие люди думают, что это касается только доминирования над собаками крупных пород, а к маленьким собачкам это не имеет никакого отношения. Это тоже в корне неверно. Если большая собака может нанести серьезный урон здоровью взрослого человека, то маленькая может сделать то же самое с ребенком. Попытки любого доминирования собаки независимо от ее размера и породы должны быть устранены, т. е. любая собака должна быть управляемой.
Я сталкивался с очень агрессивными собаками (в основном кобелями) в последние 40 лет. Эти собаки натолкнули меня изучать саму проблему доминирования. Сегодня я рассматриваю эту проблему уже совсем на другом уровне, чем 20 лет назад. Поверьте, очень часто (правда, не всегда) не так уж и сложно управлять собакой в привычной для нее обстановке.
Большинство новоиспеченных владельцев собак допускают ошибки, т. к. не понимают, что собака – это стайное животное, а если и понимают, то не знают как устанавливаются взаимоотношения между членами стаи. Один из лучших способов понять эти взаимоотношения – рассмотреть поведение стаи волков. В стае волков есть альфапара, которая управляет стаей, (вожак-волк и его «супруга»), окруженная родственниками и потомками. Все остальные члены стаи считаются подчиненными. Они подчинены лидерам, но при этом взрослые особи доминируют над более молодыми волками. Вожак стаи имеет право: 1) есть первым; 2) выбирать наиболее удобное место отдыха; 3) получать внимание от других членов стаи когда захочет; 4) выходить и заходить в логово первым; 5) вести за собой стаю. Также вожак управляет поведением подчиненных ему животных.
Для собаки, живущей в семье, семья является стаей. Она смотрит на человека, как одна собака на другую, и живет по зако­нам стаи. И только от Вас зависит, станете ли Вы для своей собаки вожаком или нет.
Если Ваша собака рычит, когда Вы или члены Вашей семьи ходите около ее миски, не пускаете ее в свою постель, забираете у нее игрушку, она ставит себя на более высшую ступень иерархической лестницы, пытаясь занять позиции лидера. Очень редко собака младше 8 месяцев проявляет признаки доминантного поведения и агрессии к членам семьи. Фактически владельцы серьезно не сталкиваются с проблемами доминирования до тех пор, пока собака не вырастет, не окрепнет. Наиболее часто эти проблемы возникают, когда собака достигает возраста 12-18 месяцев.
Инстинкт сообщает собаке, когда настало время попытаться занять более высокий ранг в стае (семье). Пока щенок мал, он подчиняется. Но по мере его взросления, если его не воспитывали должным образом или этого воспитания было недостаточно, что довольно частое явление (к примеру, щенку разрешалось спать в хозяйской постели, попрошайничать у стола…), он обязательно попытается стать лидером, отвоевывая это право рычанием и даже зубами. А это уже агрессия и проблемы доминантного поведения Вашей собаки.
Но хотелось бы обратить Ваше внимание вот на что. Очень часто люди путают инстинкт добычи с доминированием. Это абсолютно разные вещи. Когда щенок жует в Ваших руках игрушку и при этом порыкивает – это говорит в нем инстинкт добычи. Он очень хочет отнять у Вас эту игрушку. Когда щенки жили с себе подобными (с братьями и сестрами), они играли между собой и с матерью-сукой, играли зубами. Поэтому, когда щенок попадает уже в человеческую семью, он также продолжает играть со своими новыми членами человеческой стаи. Вот Ваша задача, как владельца, состоит в том, чтобы научить щенка правильно играть и играть по Вашим правилам!
Послушание – первый шаг на пути управления собакой. Просто воспитывая и обучая собаку с первых дней появления ее в Вашем доме, Вы должны утвердить себя на позициях лидера, имеющего самый высокий ранг в «стае». Собака должна занять в Вашей семье самую низшую ступень в иерархической лестнице. Помните, что иерархия – это закон для всех стайных животных. «Высший» член стаи никогда не будет (и не должен) подчиняться тому, кто ниже рангом (как в армии, офицер не подчиняется солдату). Игнорирование закона субординации при дрессировке – основная причина возникновения проблем доминирования. Если дрессировка будет идти с учетом «табеля о рангах», тогда Вы достигнете высоких результатов в воспитании Вашего четвероногого друга и получите самую воспитанную и преданную собаку в мире.
доминирует ли собака?
Послушание должно включать 3 фазы:
1) фаза изучения; 2) фаза коррекции; 3) фаза отвлечения.
На первом этапе (в фазе изучения) собака учится понимать значение команд. Помните, что заниматься с маленьким щенком нужно в игровой форме, поощряя правильное выполнение им различных упражнений лакомством или игрушкой. Это означает, что на этом этапе обучения приоритетным является метод мотивации.

На втором этапе, в фазе коррекции, мы вводим корректирующие команды. Если собака не всегда выполняет команды (знакомые ей уже из фазы изучения), вводятся новые, посредством которых собака должна понять, что она сделала не так, неправильно. То есть сейчас уже приоритетным становится не столько метод мотивации, а уже метод коррекции. Но при этом нужно обязательно учитывать и моменты, когда собака не выполнила вашу команду, т.к. не поняла ее.
И на последнем этапе, в фазе отвлечения, мы учим собаку выполнять команды в любых ситуациях. Сначала команды отрабатываются практически до автоматизма в знакомой обстановке (например дома). Потом постепенно увеличивается уровень отвлекающих факторов (на улице, в присутствии людей и других собак). Цель этой фазы – добиться полного послушания собаки независимо от обстановки, в которую она попадает.
Еще хотелось бы сказать вот о чем. Я считаю просто методически неправильным использовать различные формы физических воздействий на собаку (к примеру, использование строгих и электроошейников) в фазе изучения. Иначе Вы никогда не добьетесь полного взаимопонимания с Вашей собакой, у Вас не установится с ней хороший контакт. Когда собаки, воспитанные в таких жестких условиях (я бы даже сказал жестоких условиях) сталкиваются с высоким уровнем отвлечения, они просто начинают игнорировать Вас и Ваши команды. А этого допускать нельзя!
Люди, которые занимаются воспитанием щенка только в младшем возрасте (примерно до полугода), упускают фазы коррекции и от-влечения. Это приводит к тому, что настает момент, когда собака не понимает, что от нее требуется, а хозяин уже не знает как ее этому обучить. Но при этом хочу обратить Ваше внимание и на то, что фаза коррекции должна начинаться только с 6-8 месяцев, когда у собаки уже нет щенячьей игривости. В щенячьем возрасте (до 6 месяцев) я считаю нужно акцентировать и уделять больше внимания общим командам, главной из которых должна быть команда «Ко мне!». Эту команду щенок должен усвоить одной из первых.
Если же щенок не приносит игрушку, когда Вы его об этом просите, отвлекается, заигрывается с ней, не применяйте «жестких» мер. Подождите до 6-8 месяцев и только тогда уже начинайте настойчиво требовать выполнения своих команд. А до этого времени играйте со своим щенком, при этом одновременно обучая и воспитывая его. Но только в игровой форме!
Когда собака отказывается подчиняться? Только тогда, когда она начинает чувствовать себя выше хозяина.
Собаки – чрезвычайно наблюдательны. Они очень быстро замечают, что Вы или члены Вашей семьи не постоянны в своих командах (надеюсь, это относится не ко всем владельцам). Они понимают, что могут проигнорировать ваши команды или выполнять их выборочно, по своему желанию. Если это «прошло» один раз, то может и повториться. А это уже попытки встать на ступеньку выше в иерархической лестнице. Все это может привести к тому, что у Вашей собаки (благо дело не у всех собак) теряется доверие к Вам. Собака перестает относится к Вам как к лидеру, вожаку. В такие моменты она может зарычать на Вас, показать Вам свои зубы, забрать у Вас игрушку. Такого никогда не должно произойти!
Многие семьи счастливо живут со своими собаками и не имеют никаких проблем, пока последним не исполнится 12-18 месяцев. У собаки в генах есть «гормоны агрессии» и она достигнув возраста 1-1,5 лет может попытаться занять позиции лидера. Поэтому очень важно, чтобы до этого момента (до 12-18 месяцев) у собаки выработалось правильное отношение к Вам и членам Вашей семьи.
Все выше сказанное подчеркивает, что фазы коррекции и отвлечения должны быть обязательно проведены, и проведены не в щенячьем, а в подростковом возрасте собаки. Тогда Вы навсегда останетесь для своей собаки лидером!
Очень часто владельцы неумышленно совершают вещи, подтал-кивающие их питомцев к проявлению черт доминирования. Вот не-сколько примеров, которые отображают, что представляет из себя доминирующее поведение собаки:
1) собака спит в постели с владельцем;
2) рычит около пищи или игрушек;
3) проявляет явные признаки агрессии (и даже показывает зубы), если Вы хотите забрать игрушку;
4) собака первая старается пройти через двери и спуститься по лестнице;
5) собака требует к себе внимания в тот момент, когда Вы заняты чем-то или просто отдыхаете;
6) собака не пускает к Вам домой Ваших друзей.
Чтобы Ваша собака никогда не стала хозяином в доме, Вы должны с самого раннего возраста (с того момента, как только этот очаро-вательный малыш поселился у Вас в доме) управлять каждым аспектом его жизни, каждым ее шагом. Помните, что воспитание собаки начинается дома. Первое, что нужно сделать, объяснить собаке «правила проживания» в Вашем доме: показать где ей разрешено спать, есть, играть.
Когда люди приносят домой маленького 8-недельного щенка, они очень часто устраивают ему место в своей спальне, чтобы щенку было не так грустно и одиноко. Это в корне не верно! Это уже первый шаг к тому, что со временем Ваша собака может оспаривать у Вас позиции лидера и вожака. Я никогда не позволяю собаке спать в спальне до тех пор, пока не буду уверен на все 100 %, что собака знает кто хозяин в доме – и я никогда не пускаю собаку в свою постель.
У щенка должно быть достаточно игрушек, чтобы в Ваше отсутствие он был занят ими, а не Вашей обувью или мебелью. Но по мере взросления щенка никогда не позволяйте ему стать собственником игрушек. Все игрушки – это Ваши игрушки и Вы позволяете щенку играть со своей игрушкой. Любой член Вашей семьи (даже ребенок) может забрать у него игрушку. И он должен отреагировать на это без малейших признаков агрессии. Если щенок рычит, когда Вы хотите забрать у него игрушку, возьмите его за загривок и хорошенько встряхните (так щенка наказывает мать), отругайте его строгим голосом, покажите ему, что хозяин положения Вы и только Вы. Вам решать с какой игрушкой ему играть, когда играть и сколько. Если же щенок все равно не отдает Вам игрушку, советую Вам поступить следующим образом.
1. Игнорируйте ситуацию и борьбу. Когда щенок бросит игрушку (а это случится довольно быстро, ведь ему станет скучно играть самому), заберите ее, спрячьте и прекратите игру совсем.
2. Попробуйте обменять игрушку на лакомство. Будьте внимательны. Собака сама должна выпустить игрушку из пасти. Как только Вы добьетесь своего, не забудьте похвалить ее.
Лучше не играть со щенком в игры с «буксиром», с «перетяжкой». Такие игры подталкивают собаку стать собственником всех игрушек, т. е. дают предпосылки возникновению проблем доминирования. Но в то же время игры с перетяжкой – это неотъемлемая часть защиты, которые применяются в курсе дрессировки по защите и охране для отработки захвата. Эта статья не посвящена курсу защиты, поэтому вдаваться в тонкости мы с Вами не будем.
Не позволяйте собаке (с доминантными чертами поведения) находится в кухне или комнате, где в этот момент ест семья. А самое плохое, что Вы можете придумать, это кормить собаку со своего стола. Вожак всегда ест первым и получает лучшие куски пищи. Кормление собаки со стола повышает Ваши проблемы. Уберите на время обеда собаку в другую комнату.
Некоторые собаки очень агрессивны, когда едят, и никого не подпускают ближе чем на 2- 3 метра вокруг своей миски. Я смотрю на агрессию собаки во время еды несколько иначе, чем остальные. Многие инструкторы советуют практиковать забирать пищу у щенка. Я думаю, что так поступать не нужно. Давайте посмотрим на это с точки зрения собаки. Представьте себе такую ситуацию. Вы проголодавшийся ребенок, которому мать дала пахнущий кусочек индейки и ароматное картофельное пюре. Когда Вы едите, подходит Ваш отец и отбирает у Вас еду. При этом Вы ничего не сделали неправильно. Так за что же Вас наказали? Вы в полной растеренности. И так продолжается довольно часто и продолжительное время: у Вас отбирают еду («высший по рангу» — Ваш отец). Но Вы ведь голодны, поэтому (я просто уверен), что очень скоро Вы восстанете и скажете: «До каких пор это может продолжаться? Хватит! Стоп!» Вот точно так же может повести себя и собака. Я думаю, что лучший путь – это доверие щенка. Приучите щенка спокойно сидеть, пока Вы готовите ему пищу и начинать есть только после Вашей разрешающей команды.
Когда мой щенок ест, я спокойно и очень медленно хожу вокруг него, чтобы он привык к моему присутствию. Я могу опустить руку в его миску, но при этом я никогда не забираю у него еду. Если же он проявляет агрессию, я трясу его за загривок и ругаю. Т. е. щенок постепенно привыкает ко мне и понимает, что я ему в еде не конкурент. Я всегда кормлю собаку только из ее миски и никогда не оставляю остатки еды на целый день. Как только собака поела и отошла от миски, я убираю миску и новую порцию пищи она получает уже в следующее кормление.
Почти все собаки любят играть. Но существует различие между дружелюбным игривым домашним любимцем и доминирующей собакой, которая требует к себе внимания именно тогда, когда Вы заняты какимлибо делом или просто отдыхаете, читая газету. Вы должны понимать различия между такими ситуациями. Если собака не проявляет другие симптомы доминантного поведения, кроме того, что хочет поиграть с Вами, у Вас в принципе нет никаких проблем. Пусть собака сначала выполнит какую-нибудь команду, а наградой за ее правильное выполнение будет Ваша похвала и игра. Помните, Вы лидер. И только Вы имеете право требовать к себе внимания тогда, когда хотите!

Никогда не позволяйте Вашей собаке заходить в дом (подъезд, магазин) и идти по лестнице впереди Вас. Для собаки это означает уже, что она становится выше хозяина (Вас). Дайте собаке команду «Сидеть», пока вы выходите или заходите через двери. Научите ее спокойно ждать и следовать за Вами только по команде.
Если собака рычит, лает и скалится на знакомых гостей, пришедших в Ваш дом, — это также проявление доминантного поведения. Многие владельцы маленьких собачек считают очень забавным (а некоторые просто радуются), когда их «малыш» ведет себя как охранная собака. Это неправильно. Любая собака независимо от ее размеров должна понять, что такое ее поведение неприемлемо. Если Вы позволяете собаке атаковать своих гостей и знакомых, Вы подталкиваете ее к борьбе за лидерство. Дайте собаке команду «Сидеть» перед тем как открыть двери своим гостям. Собака должна спокойно обнюхать вошедших и по Вашей команде либо уйти на свое место, либо сделать то, о чем Вы ее попросили.
Если собака не слушается Вас и продолжает лаять, то самый простой способ поставить собаку на место в данной ситуации – отругать ее словесно, отправить на свое место или закрыть в другой комнате. Этим самым Вы подчеркиваете собаке, что Вы как лидер полностью владеете ситуацией.
И в заключении о собачьей агрессии и собачьих драках. Это, пожалуй, самые трудные ситуации. Их лучше просто не допускать. Не позволяйте своей собаке прямо с младенческого возраста ввязываться в драки, а тем более «входить в раж». Избегайте таких ситуаций. Если Вы заметили признаки агрессии у своей собаки, отзовите ее, переключите на другую игру или дайте ей какуюнибудь команду («Сидеть», «Рядом»…).
Управлять агрессией взрослых собак намного сложнее. Здесь вы уже можете и не справиться самостоятельно. Поэтому, если Ваша собака агрессивна и не слушается Вас, немедленно ищите опытного инструктора по дрессировке, который поможет Вам откорректировать поведение собаки.
Е. Frawley «Dealing With the Dominant Dog», американский заводчик и дрессировщик.
Перевод Серафин Ю. и Серафин Н.

Гриценко В.В.

Карапетьянц К.Г.

При содержании и воспитании собаки многие владельцы часто сталкиваются с нежелательным агрессивным поведением собак как по отношению к себе, так и в отношении членов семьи. Проблема эта серьезна и требует понимания действий собаки и способов устранения, на наш взгляд, этого крайне нежелательного поведения. В данной статье рассмотрены основные способы коррекции агрессивного поведения собак и пути решения многих проблем взаимоотношения человека и агрессивной собаки.

Коррекция нежелательного поведения

Агрессивное поведение стаи в отношении ее членов зависит от многих условий, но прежде всего от лидера стаи. Лидер решает, когда начинать атаку на чужака, контролирует иерархическую агрессию – прекращает драки и наказывает задир. Он подает пример поведения и управляет поведением членов стаи. Поэтому стать и быть лидером стаи или хотя бы доминантом по отношению к собаке – верный способ если не исключить, то значительно снизить вероятность агрессивного поведения собаки.

Коррекция иерархического поведения

При любых формах нежелательного агрессивного поведения, независимо от возраста и породы собаки, вы должны выдрессировать ее по какому—либо курсу послушания. И делать это, во избежание всяческих недоразумений, необходимо под руководством инструктора по дрессировке.

Если вы уже дрессировали собаку в ее юном возрасте, необходимо повторить все заново.Дрессировка собаки– лучший способ коррекции иерархических взаимоотношений и повышения управляемости поведением собаки. Одновременно с дрессировкой необходимо внести серьезные изменения и в образ жизни вашей семьи. Как сделать так, чтобы собака перестала быть лидером в семье и доминантом по отношению к ее членам? Это можно сделать по—разному. Как известно, в естественных условиях иерархические отношения устанавливаются и перестраиваются благодаря иерархической агрессии – в результате драк. Но поскольку мы, люди, разумные существа, оставим естественный способ на крайний случай, тем более что он может быть не безопасен, прежде всего, для нас. Обратимся к интеллекту.

Снизить социальный ранг собаки можно путем лишения ее прав лидера и доминанта. Напоминаем, что в семье лидерство собаки проявляется в том, что она:– регламентирует поведение членов семьи, т. е. командует ими;– ведет за собой на прогулках, т. е. тащит на поводке;– занимает самое комфортное место отдыха;– ест первой (все остальные в порядке живой очереди) и только из отдельной миски;– требует постоянного внимания;– всегда побеждает;– может иметь имущество, которым никому не разрешает пользоваться, но при этом пользуется чужим имуществом. В большинстве случаев внутрисемейное агрессивное поведение – это проявление или иерархической, или инструментальной агрессии.

Как уже упоминалось, агрессивное поведение повторяется, если приводит к положительным для собаки последствиям. Докажите ей, что это не так. Одновременно с процессом дрессировки убедите собаку, что жизненные блага, которые она получала раньше просто так или добивалась агрессивным поведением, могут быть доступны только при условии ее подчинения.

Каждый раз, когда вы хотите что-нибудь дать собаке или сделать для нее приятное, или как только собака захочет что-нибудь (поесть, прогуляться, поиграть, приласкаться или просто требует внимания), дайте ей какую-нибудь команду, например «Сидеть!». Команда для собак должна звучать как приказ. Помните, что лидер – вы. Когда собака выполнит команду, похвалите ее и только после паузы дайте ей то, что она хочет, тогда это будет выглядеть как положительное подкрепление подчинению. Если собака отказывается сидеть, отойдите от нее и перестаньте обращать на нее внимание.

Непослушание не должно приводить к положительному результату для собаки. Заставляйте собаку сесть или лечь, прежде чем поставите перед ней миску с кормом, то же она должна делать перед дверью, прежде чем вы вместе отправитесь на прогулку, перед вами, прежде чем вы начнете с ней играть или дадите ей игрушку. Кормите собаку только тогда, когда она подчиняется. Мы не призываем вас перестать ее кормить, а предлагаем лишь рычаги управления собакой. Отсыпьте суточную дозу корма, поставьте туда, где собака не сможет его достать, и скармливайте ей пищу только после выполнения ваших команд. Если она выполнит команду – горсть корма, если нет – подождите, когда проголодается. Так должны вести себя все члены семьи, к которым собака проявляет агрессию.

Помните: тиранов делают рабы, а не рабов тираны! Перестаньте обращать на собаку внимание, перестаньте просто так ласкать ее или играть с ней. Делайте это, только когда сочтете нужным. Ваши действия будут непредсказуемы для собаки. Если она пристает к вам с игрой, сначала посадите или положите ее и лишь после этого уделите ей внимание. Но играя с собакой или лаская ее, не ложитесь и не становитесь на колени – это тоже признак субдоминантности (подчинения).

Старайтесь находиться всегда выше собаки в прямом и переносном смысле этого слова. Не давайте собаке шанса стать победителем! Прекратите с ней все силовые игры. Найдите новые формы игр: прячьтесь и предлагайте собаке найти вас (или членов семьи), разыскивайте предметы и игрушки, займитесь фрисби (игрой с «летающей тарелкой») и т.п. Помните: начинаете и заканчиваете игру вы, а не собака. Прекращайте игру, прежде чем она надоест собаке. Пока щенок мал, не позволяйте ему становиться хозяином игрушек. Пусть каждый член семьи в любое время забирает у него игрушку, а через 10–15 минут снова предлагает ему поиграть с ней. Если щенок рычит, встряхните его за шиворот и отругайте. От взрослой собаки спрячьте все игрушки и доставайте по одной, только когда сочтете это нужным.

Определите место собаки в вашей квартире и положите туда ее подстилку – она не должна спать в «собственном» кресле, на диване, кровати или в спальне. Ваша спальня – это ваше логово, логово лидера. Собака—лидер, спящая в вашем логове, начинает считать себя равной вам. Приобретите клетку и посадите туда своего четвероногого лидера – это один из лучших способов его перевоспитания. Собака в ней должна спать, есть и оставаться там, если вы хотите, чтобы она успокоилась, или напомнить ей, что она собака.

Предположим, что во время обеда вся ваша семья собралась за обеденным столом – большой общественной миской, к которой имеют доступ все, в том числе и собака. Но собака имеет собственную миску, из которой никто не ест, кроме нее. Естественно, пес возомнит о себе невесть что! Необходимо сломать этот стереотип. Вот простые правила, которые могут вам помочь: не допускайте собаку на кухню, никогда не кормите и не подкармливайте ее со стола, не позволяйте собаке находиться на кухне, сначала едят люди, потом собака, во время еды людей собака должна находиться на своем месте или в клетке.

Всегда ведите себя как лидер стаи. Сами определяйте время прогулок и сделайте их немного непредсказуемыми. Пока идет процесс коррекции поведения, гуляйте с собакой только на поводке. Первым проходите в двери, и пусть собака спускается по лестнице позади вас. Вы ведете стаю! Заставляйте собаку идти туда, куда хотите идти вы. Не пренебрегайте всеми этими советами, даже если они кажутся вам мелочами. Такие изменения в жизни собаки постепенно приведут к изменению ее мировоззрения, а это как раз то, что нам нужно.

Если ваша собака готова отстаивать свои интересы с помощью агрессии, она будет драться с ожесточением и после одной битвы не сдастся. Поэтому, пока не произошли серьезные изменения в поведении собаки, избегайте ситуаций, которые могут привести к открытому конфликту. Если она рычит на вас, когда вы сгоняете ее со своей кровати, просто держите дверь в спальню закрытой.

Собаки кусают членов своей стаи не только в результате агрессии. Укусы как одна из форм общения могут быть результатом воспитанной вами формы поведения. Для щенков кусаться очень естественно, тем более во время смены зубов, когда чешутся десны. И многие владельцы и домочадцы не находят ничего плохого в том, что щеночек прихватывает своими слабенькими челюстями руки или ноги, более того, они сами предлагают щенку такие игры. Но, повторяясь, такое поведение становится привычным (как при дрессировке!), и у щенка формируется понятие: хочешь пообщаться или поиграть – иди и кусай. В этой ситуации докажите собаке, что общаться с домочадцами можно только посредством игрушек. Просто играйте с собакой. Если она пытается укусить вас, тут же переориентируйте ее поведение на игрушку. Только так.

Если вы будете последовательны в своих действиях и требовательны к собаке, через некоторое время (очень разное для разных собак) вы станете лидером. Но это не означает, что вы останетесь им навсегда. В естественной среде обитания собачьего племени лидер может постареть, заболеть, пострадать в результате борьбы с врагами. И это ваша собака знает. Поэтому время от времени она будет проверять крепость ваших позиций. Так что будьте начеку!

Способы коррекции поведения

Самый простой способ (им, кстати, пользуются очень многие)– устранение мотивации, т.е. вы просто избегаете конфликтных ситуаций и мирно сосуществуете с собакой. Если собака при манипуляциях с ней ограничивается только сопротивлением или рычанием, будьте тверже и просто заставьте ее подчиниться, но если она в таких ситуациях уже привыкла атаковать, еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения. Во избежание укусов перед какими—либо манипуляциями или в ситуациях, ведущих к конфликту, надевайте на собаку намордник, но прежде научите ее спокойно относиться к нему.

Собака реагирует агрессивно, когда во время прогулки ее пытаются отдернуть от пищевых продуктов, мешают погнаться за кошкой или подраться с чужой собакой

Для того чтобы перевоспитать собаку, приобретите черенок для лопаты и отрежьте от него кусок около 1,5 м. Ближе к одному из его концов просверлите отверстие и с помощью надежного шелкового шнура или металлической проволоки закрепите карабин. У вас получиться твердый поводок, с которым, может быть, гулять и не очень удобно, но зато удобно управлять собакой, оставаясь в целости и сохранности. Если при этом вы замените обычный ошейник, на удавку, то сможете потребовать от собаки большего, например, садиться по команде при появлении собаки или кошки. С помощью такого твердого поводка вы легко удержите на расстоянии агрессивно настроенную собаку. Даже если она и будет кусать черенок, ее зубам ничего не грозит.

Собака сопротивляется при осмотре, расчесывании, стрижке, обработке глаз, ушей, лап и ран

Многие собаки не любят, когда им осматривают глаза, уши или подушечки лап, когда расчесывают, вычесывают колтуны или стригут. Некоторые просто вырываются, убегают и прячутся, другие рычат, а есть и такие, которые кусают. Часто такое же поведение собаки демонстрируют по отношению к ветеринарному врачу. В общем, догадаться нетрудно, почему они это делают. Ветеринарные или гигиенические процедуры часто приводят к болевым или неприятным ощущениям.

Сначала нужно научить собаку терпеливо относиться к тому, что вы просто касаетесь (не более того) ее частей тела. Если вы докажете ей, что это важно прежде всего для нее (!), полдела будет сделано. Выберите время, когда ваша собака будет в хорошем настроении (многие собаки испытывают такое состояние, после того как отобедали и устроились подремать). Присядьте рядом с собакой и начните ее поглаживать. Говорите ей ласковые слова. Оглаживайте всю поверхность тела. Попробуйте немного повернуть собаку и снова огладить. Касайтесь и тех мест, которые в другой ситуации собака оберегает.

Оглаживая собаку, все чаще возвращайтесь к особо важным для нее местам и все дольше их массируйте. Но не торопитесь! Докажите собаке, что эта процедура – условие получения удовольствия. Если вы на самом деле хотите исправить положение, найдите время для таких упражнений. Собакам очень нравится, когда их гладят, но особенно им нравится внимание со стороны лидера стаи. Это и будет положительным подкреплением контакта вашей ладони с теми местами, которые вам (или врачу) понадобится осмотреть при необходимости.

Некоторые собаки уже через неделю такого «лечения» сами начинают подходить к владельцу и протягивать столь оберегаемую ранее лапу: «Ну, давай, тискай!». Если вы каждый день «утюжили» собаку ладонями, через недельку попробуйте взять в руки щетку. Она должна быть мягкой. И снова – не торопитесь! Оглаживая собаку, время от времени проводите в разных местах щеткой и снова оглаживайте собаку, не забывая во время процедуры ласково разговаривать с ней.

Цель этого мероприятия – доказать собаке, что появление щетки в ваших руках – сигнал к началу неземного блаженства. Пользуясь доверчивостью собаки, с каждым сеансом все дольше и дольше орудуйте щеткой. Точно так же приучают собаку и к расческе. Если во время оглаживания собака попытается встать, не давайте ей этого сделать. Начинайте интенсивно, с некоторым давлением оглаживать ей шею, не позволяя поднять голову (собака—то встает сначала головой). Повторяйте, но уже твердым голосом «Лежать!», а второй рукой почесывайте живот или оглаживайте те места, массаж которых доставляет собаке наибольшее удовольствие. Еще с минуту тискайте собаку и отпустите с какой-нибудь командой. От занятия к занятию постепенно увеличивайте время оглаживания, доказывая собаке, что вы управляете ее поведением.

Некоторые собаки очень не любят тримминговочные столы. Вернее, не столько столы, сколько связанные с ними манипуляции. При виде стола собака думает: «Сейчас схватят, поставят и будут больно расчесывать, стричь и щипать!». Поэтому первая задача владельца «столобоязненной» собаки – разбить этот стереотип. Для этого как можно чаще ставьте собаку на стол и хвалите, гладьте, массируйте, тискайте, подкармливайте и кормите ее. Сделайте стол самым приятным для нее местом. Если вы этого добьетесь, приучите собаку, стоящую на столе, спокойно относиться к щетке и расческе, и уж после этого берите в руки ножницы или машинку. И здесь не торопитесь.

Несколько занятий просто щелкайте ножницами или держите работающую машинку рядом с собакой. Но будьте настойчивы, последовательно и упрямо увеличивайте сеансы и все тщательнее расчесывайте и стригите собаку. Если собака рычит или щелкает зубами, не сдавайтесь – прикрикните на нее, после чего еще немного порасчесывайте и отпустите. Но минут через двадцать повторите процедуру.

Естественно, для собак главная задача – остаться живой и здоровой. Если соблюдены эти условия, все остальное приложится. Поэтому когда происходит нечто необычное, надо выяснить, что же это в себе таит. На этой реакции основан метод коррекции поведения с помощью ориентировочного торможения. При этом, как только собака проявит агрессивное поведение, вы или ваш помощник (им может быть член семьи) должны воспроизвести необычный звук: грохот, звук автомобильной сирены, сильный визг, звук выстрела (например, из детского пистолета) и т.п.

Если вы будете последовательны и изобретательны, собака со временем поймет, что ее агрессивное поведение служит сигналом к появлению чего—то необычного, а это нравится очень немногим собакам. Использование отрицательного подкрепления заключается в том, что агрессивное поведение собаки приводит к неприятным для нее последствиям – отрицательным эмоциям, связанным с дискомфортным состоянием, неприятным или болевым ощущениям.

Если говорить о дискомфортном состоянии и отрицательных эмоциях, то во многих случаях помогает обычная вода. Держите под рукой детский водяной пистолет, бытовой распылитель воды, клизму, большой пластиковый шприц или просто стакан с водой. При любом проявлении агрессии брызгайте водой в морду собаке, стараясь попасть в нос или глаза. Если обычная вода не помогает, можно добавить на стакан воды чайную ложку лимонного сока (но ничего другого!).

В запущенном случае рекомендуют пользоваться каким—либо дезодорантом, но тогда брызгайте в нос и рот. Что касается болевых ощущений, то молодых и некрупных собак победить нетрудно – их просто нужно приподнять над землей за шиворот на строгом ошейнике или на удавке. Подождите, пока пройдет приступ агрессии, опустите собаку, похвалите и снова воспроизведите ситуацию, которая ранее привела к агрессивной реакции. И так до тех пор, пока агрессия не исчезнет.

Если собака уже вас победила, и вы ее боитесь, если она физически сильнее вас, обратитесь за помощью к инструктору—дрессировщику. Давать заочные советы в такой ситуации просто опасно. В некоторых случаях может быть полезной выработка несовместимого поведения, например, когда собака проявляет агрессию при попытках согнать ее с дивана. При этом подразумевается, что кусать вас и выполнять какую—либо деятельность одновременно невозможно. Отведите собаке определенное место в квартире. Перейдите на 5–6–разовое кормление собаки без увеличения объема пищи и кормите собаку только после того, как она придет и посидит (или полежит) на своем месте. Но для этого необходимо научить ее приходить на свое место и оставаться там.

Собака агрессивна к юным членам семьи

Возможные причины такой агрессии перечислены ниже:

  • Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи.

Как правило, дети имеют невысокий социальный ранг в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи—стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. «Ревность» собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером стаи, может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.

С точки зрения собаки, маленький ребенок – это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли – роли ребенка – типичного субдоминанта. Он должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение старшим. Однако дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается собакой как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место. Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически он слабее собаки и совсем не знает законов стаи.

  • У собаки выработана инструментальная агрессия.

Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить лаской, оглаживая или подкармливая при этом. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны.

Возможна и другая ситуация. Собака лежит на ковре, а к ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали – рычи!

Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия). Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары.

Подростки могут чрезмерно «наказывать» собаку в процессе ее воспитания или дрессировки. Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути к отступлению. Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас: если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

  • Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация).

Здесь имеется в виду опыт общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение. На самом деле, с одной стороны, назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное, а с другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

  • Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами

Если, воспитывая щенка , ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги, со временем это становится обычной нормой его взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. Однако довольно часто на собаку воздействуют физически (при наказании), чтобы разрешить конфликт. Но если мы будем постоянно шлепать собаку, когда она в чем нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучим ее этой форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она сама воспользуется этим способом.

  • Переадресованная агрессия.

Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы, конечно же, не испытываем положительных эмоций. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы облегчаем свое состояние, переадресуя свою агрессию (раздражительность, занудство, мелочность, придирчивость и т.п.) по отношению к членам семьи. Точно так же поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка – две большие разницы.

В первом случае рискуешь получить по уху, но во втором – успех обеспечен. Возможна конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами. Нужных и важных вещей всегда недостает. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване – все это ограничено в количестве и по площади.

Часто собаки «уважают» право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку – она твоя. Бросил на пол – ничья. Сидишь в кресле – твое кресло. Ушел – общее. Отобрали игрушку – грабеж, значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла – а как же право первенства?! Вот и конфликт! Если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причинно-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе жизненно важных потребностей, их неудовлетворение может привести к смерти. Следовательно, ребенка как причину несчастий надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.

Коррекция поведения

Обязательно еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения. Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость — это гарантия избегания конфликтов. Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое – повышение иерархического статуса ребенка. Если у вас уже достаточно подросший (от 8 лет и старше) ребенок, докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением.

Для этого станьте на какое—то время инструктором—дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Она должна находиться слева от ребенка, а вы – слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если она не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте ее выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки – вас просто нет. Но ребенок должен не только командовать, но и поощрять собаку. Вы ее заставляете, а ребенок хвалит, оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте, таким образом, все команды послушания.

Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий – это может быть веревка. Предоставьте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3–5 м в стороне. Если собака не будет подчиняться, вы должны рвануть за поводок, а если она и после этого не подчинится, быстро и молча приблизьтесь к ней и заставьте выполнить команду.

На третьем этапе вам уже не нужен поводок, просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируйте поведение собаки. Необходимо то же проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во—первых, доказать собаке, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае не допустимо, т. е. вам необходимо скорректировать сложившуюся форму поведения.

Во—вторых, вы должны дать ей понять, что ребенок – это «табу» в этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запущенности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений отрицательным подкреплением может быть угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевое воздействие.

Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень—то сильно терроризируйте ее, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление и снова продолжайте «играть». Если собака ведет себя правильно, обязательно похвалите ее. По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть «наказуемы». Не оставляйте это без внимания! Как минимум, прикрикните на собаку.

На период коррекции поведения желательно, чтобы она находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро и легко сможете доказать собаке, что она не права. При этом вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть только игрушки, но и тут же прекращаете всяческое взаимодействие при первых признаках агрессивного поведения.

Если ваша собака уже проявляла агрессию к ребенку, никогда не оставляйте их наедине, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника. Надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате, чтобы у собаки не образовалось причинно-следственной связи: ребенок – надевание намордника. Приобретите клетку и на время своего отсутствия в комнате или квартире помещайте ее туда. Это не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний.

Надеемся, что рекомендации, изложенные в данной статье, помогут вам установить правильный контакт с собакой и решить проблемы ее агрессивного поведения в случае его возникновения.

Они даны ему природой, чтобы жить в естественных условиях, развиваясь самостоятельно. Играя со щенком, мы вдруг с ужасом начинаем замечать, что он стремится укусить за руку, отобрать у нас игрушку, радостно мотая ею, держа в зубах. Теряя интерес к игрушке, он снова принимается хватать зубами нас за руки. Невольно встает вопрос, а что будет дальше?

Основная цель, для которой собаки используют зубы, это защита, разрывание мяса и дробление костей. До 4-х месяцев у щенков очень слабые мышцы челюсти, и они пользуются своими молочными зубками для игр. В этот период времени они учатся регулировать силу укуса и общаться с сородичами, разрывать и разгрызать добычу. Также с помощью покусывания и силовых игр щенки обучаются устанавливать иерархические отношения внутри стаи.

Если щенок кусает своего одноплеменника слишком сильно, то в ответ обычно слышит очень громкий неприятный визг и понимает, что укусил слишком больно. Как, правило, в следующий раз он кусает слабее или не кусает вообще.

Оторванный от других собак, щенок попадает в дом к людям уже со своим жизненным опытом и привычкой кусаться во время игры и общения.

Обычно когда щенок хочет поиграть с хозяином, то подбегает и начинает тихонько его покусывать. В ответ человек либо отталкивает щенка, что он в свою очередь воспринимает как продолжение игры и начинает кусать больнее, либо человек поощряет данное поведение, начиная играть со щенком или уговаривая его не кусаться.

Щенку это нравится, и он кусает все сильнее и сильнее, причиняя боль своему хозяину. Если проблему не решить, то игровое покусывание может перерасти в агрессию по отношению к хозяину, тогда щенок может начать рычать и кусать уже со злостью. Такое поведение встречается довольно редко, но все же стоит об этом помнить. Поэтому желательно как можно раньше исправлять эту проблему. Для этого необходимо сделать следующее:

До 4-х месяцев щенки учатся всем жизненным навыкам: регулировать силу укуса во время игры, общаться с сородичами, разрывать и разгрызать добычу, он как бы пробует вас на прочность. Старайтесь избегать любых игр, в которых щенок пытается укусить вас.

Если во время общения щенок вас кусает, вместо того чтобы ругать за это, шлепать или хватать за нос, лучше отреагировать на укус, так как отреагировал бы другой щенок, а именно громко и неприятно взвизгните. Затем встаньте и отойдите, щенок поймет, что сделал вам больно, и поэтому игра прекратилась. Скоро вы заметите, что щенок кусается уже не так сильно и гораздо реже. Если это упражнение использовать ежедневно, то можно отучить собаку кусаться. Этот метод мы рекомендуем использовать для щенков, не достигших 4,5 месяцев.

Позже обычно у собаки появляются постоянные зубы, и значение укусов меняется. Если щенок кусает своего хозяина после 4,5 месяцев, обычно это говорит о проблеме доминирования (когда щенок считает, что он главный в семье), справиться с этим можно, снизив иерархический ранг животного (т.е. ваш щенок начнет считать вас вожаком в стае).
Если щенок рычит или кусает вас, то необходимо взять его за холку, прижать мордочкой к полу, строго заглянуть в глаза и сказать — «нельзя!», после этого отойдите от щенка и игнорируйте его в течение 15–20 минут.

Никогда не кричите и не бейте собаку, так как подобные действия могут ее только раззадорить, и она будет кусаться еще сильнее и больнее. Иногда собаки испытывают от этого огромное удовольствие, так как думают, что хозяин играет с ними.

Запретите собаке спать на кровати, первой входить и подниматься по лесенке. Заставьте уступать дорогу. Начните кормить собаку, после того как поест вся семья. Ваш питомец должен зарабатывать миску с едой, прогулку, игру. Например, прежде чем покормить, дайте любую команду и только потом покормите.

В своей практике мы очень часто сталкиваемся с подобной проблемой и много раз наблюдали, как щенку разрешают кусать руки, не принимая никаких мер, а наоборот, поощряя, не задумываясь о последствиях. Если желание кусаться не подавить, пока щенок маленький, то в дальнейшем, когда собака вырастает, ситуация обычно усугубляется и перерастает в агрессию по отношению к хозяину и членам его семьи.

Поэтому отнеситесь, пожалуйста, к проблеме игрового покусывания очень серьезно. Постарайтесь применить полученные знания для исправления проблемы.

Мы желаем вам успехов в отучении покусывания ваших рук.

Надежда Хрипунова

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*