admin / 02.10.2020

Бурят монгольская собака

Многие любители собак знают, что самой древней породой и прародителем многих пород собак считается тибетский мастиф.

Однако существует еще одна малоизвестная порода, которая в результате последних исследований может претендовать на звание самой древней.

Это бурят-монгольский волкодав или хотошо. Она плохо известна в непрофессиональной среде. Поговорим об этой собаке, как она выглядит, откуда появилась, можно ли содержать в домашних условиях и узнаем другие интересные факты.

Фото: wikimedia.org

История происхождения породы

Издревле хотошо были распространены на территории Средней Азии, Тибета, Бурятии и Монголии. Они были верными спутниками человека во всех сферах его жизни: охота, охрана дома и скота, в качестве огромной няньки для детей хозяина.

Интересно, что с этой породой, вернее ее происхождением, связано много легенд.

Самые известные из них:

  • Древняя прародительница породы – самка бурят-монгольского волкодава по имени Сарама, служила непосредственно богу Индре. Она отличалась особенным черно-подпалым окрасом. Но основной особенностью было наличие рыжих пятнышек на лбу собаки, которые располагались удивительно симметрично над глазами. Из-за этого создавалось впечатление, что у собаки четыре глаза. Древние буряты считали, что собака приносит счастье в дом, в котором живет. Такое поверье сохранилось и до наших дней;
  • Хотошо однажды спасла людей от голодной смерти, уговорив Будду сохранить на колосках зерна.

В настоящее время животные этой породы занимают особое место в буддизме. Их почитают как священных.

Становление породы шло путем естественного отбора. Селекция практически не производилась. Если не считать отбора наиболее сильных щенков из помета. К концу 20 века порода находилась под угрозой исчезновения. Разведением никто не занимался.

Возрождение породы связывают с деятельностью двух энтузиастов: Терегуловой Марики и Батова Николая. Ими были организованы экспедиции в отдалённые районы Бурятии, где еще можно было найти представителей породы. Были организованы племенные питомники, в которых получено первое потомство.

Ими был создан стандарт породы. Правда, до сих пор официального признания добиться не удалось, и порода все еще считается редкой. Но ей уже не грозит исчезновение.

Кроме самого известного и официального названия, можно слышать такие как: монгольская овчарка, кавказец, гуннская собака, тибетская собака или просто – волкодав.

Фото: topsimages.com

Описание породы

Стандарт породы был зафиксирован в 2006 году.

Требования к породе:

  • Кобели всегда превосходят сук по размерам. Высота в холке: кобель – не менее 0.74 метра, сука – не менее 0.66 метра. Собака считается крупной и вес кобеля может доходить до 80 килограммов.
  • Голова большая, с хорошо выраженными скулами;
  • Лапы очень мускулистые, выше средней длины;
  • Тело собаки развитое, с крупными мышцами, малозаметными под густой шерстью;
  • Уши треугольные, по размеру средние, висячие;
  • Глаза должны быть овальной формы. Цвет – от янтарного до темно-коричневого. Встречаются волкодавы с голубыми глазами, что считается браком породы;
  • Прикус «ножницы». Зубы у собаки должны быть очень белыми, плотно прилегающими друг к другу;
  • Шерсть достаточно жесткая в сочетании с плотными мягким подшерстком;
  • Выделяют типы: с длинной шерстью (длина волоса до 30 см), среднешерстных (до 10 см) и короткошерстных (до 5 см) особей. Несмотря на различие в длине шерсти, все особи одинаково сильно линяют;
  • Классический окрас – черно-подпалый с белым небольшим пятном на груди. Он является предпочтительным, но допускается бурый, коричневый, серый, черный окрасы в различных комбинациях;
  • Считается, что хотошо – метис бурят-монгольского волкодава, к ним предъявляют менее строгие требования.

Отличие хотошо от банхара

Часто эти два понятия сливаются и считается, что это два названия одной породы. Это не так. Хотошо – это метис, дворовый пес. Само слово «хотошо» переводится с бурятского как «дворовая собака», «охранник двора».

А вот банхар – собака, несущая в себе все признаки чистой породы. С монгольского языка переводится как «пухляш», «пушистый», «набитый шерстью».

Они отличаются внешним видом: хотошо больше банхара, потому что монголы четко соблюдают размер собак, лишний вес будет мешать банхару в передвижении.

Фото: bankhar.org

Характер и особенности поведения

Особенностью породы является позднее взросление особей. Полностью сформированным в психологическом плане животное становится только к трем годам. Кобели взрослеют позже сук.
Но это не мешает им выполнять свои основные функции в самом маленьком возрасте. Уже самый маленький щенок будет охранять свою территорию, хозяина и членов его семьи.

Нужно понимать, что волкодав очень ориентирован на человека и ему недостаточно будет видеть хозяина только на кормлении и прогулке. Ему нужно обязательное ежедневное общение, игра и ласка от человека.

Эти увальни, рост которых на задних лапах сравним с ростом взрослого человека, очень любят детей и относятся к ним с осторожностью и подчеркнутым уважением.

Характер пса таков, что он с трудом переносит чужих. Но никогда не бросится без явной причины и предупреждения. Очень устойчивая психика, но они не флегматичны. При необходимости проявляют должную агрессию.

Фото: wikimedia.org

Воспитание и дрессура

Такая собака не подойдет человеку, который только начинает осваивать азы воспитания и дрессировки. Это очень серьезный в психологическом плане пес. Одновременно с этим, это и очень простое животное. Научить его основным командам не станет проблемой.

Однако в вопросе воспитания и дрессуры нужно руководствоваться основными принципами: терпение, последовательность, нельзя применять физическую силу. Не стоит уступать, если хозяин запретил что-то – это навсегда. Нельзя уступать, но и настаивать на своем силой не допустимо. Кроме того, это может быть просто опасно.
Воспитывать щенка нужно начинать сразу, как он попадает в семью.

🐕💃🐕❤ #Хотошо #Чак #dog pic.twitter.com/uAsYFWgGgD

— Anita Tsoy (@anitatsoi) 27 января 2018 г.

Болезни и уход

Порода отличается удивительным здоровьем и крепким иммунитетом, несмотря на свои огромные размеры. Возможно, сказывается наличие в предках диких животных – волков.

Продолжительность жизни — до 23 лет. Генетических патологий нет, но можно выделить заболевания, которые свойственны всем большим породам:

  1. Дисплазия тазобедренных суставов. Это врожденное заболевание, обычно его наличие проявляется к концу первого года жизни;
  2. Сердечные заболевания;
  3. Проблемы с суставами;
  4. Вздутие и заворот желудка.

Эти заболевания характерны для всех животных больших размеров, но проявляются у монгольских овчарок в наименьшей степени.
Как правило, такие собаки живут на улице, поскольку им требуется много свободного пространства. Но подходят и для содержания в квартире, если ее метраж позволяет.

В тщательном уходе нуждается только шерсть животного, которая линяет раз в год, но очень обильно. Необходимы каждодневные вычёсывании в этот период.

Уши, глаза и зубы нуждаются в обычном периодическом уходе.

Фото: wikimedia.org

Кормление

Порода очень неприхотлива в питании. Можно кормить как натуральными продуктами, так и готовыми кормами. Интересно, что большинство заводчиков породы выбирают натуральное питание.

Правила составления натурального рациона:

  1. Доля мясных продуктов – 2/3 от суточного рациона;
  2. Выбирают нежирное мясо: говядина, индейка, курица, субпродукты;
  3. К мясу подмешивают крупы;
  4. В рацион включают морскую рыбу в отварном виде;
  5. Кисломолочка — низкого процента жирности;
  6. Овощи могут быть любые. Исключение – томаты;
  7. Два раза в неделю можно давать сырое яйцо.

Необходимо строго следить за размером порции. Кроме того, нужно соблюдать правило кормления относительно прогулки: за полтора часа до прогулки и не ранее, чем через полтора часа после нее. Иначе, псу может грозить заворот желудка и потребуется хирургическое вмешательство.

Что касается готовых сухих кормов, то к ним предъявляются особенные требования: корма должны быть премиум класса, рассчитаны на собак больших размеров и предпочтение стоит отдать холистик кормам.

Фото: ytimg.com

Цена и где купить щенка

Животное с отменными рабочими качествами, коим и является банхар, стоит достаточно дорого. Стоимость щенка варьируется от 65 000 до 150 000 рублей. Такая высокая цена связана с малой распространенностью породы. Но она все быстрее завоёвывает сердца собаководов в России.

Нужно быть аккуратным при покупки щенка. Делать это стоит только в специализированном питомнике. На рынке можно найти представителей породы, которые стоят значительно дешевле, но такой огромный пес с неустойчивой психикой, выведенный вне племенного питомника, может причинить вред своему хозяину.

Покупая щенка этой породы, перед хозяином встает неожиданный вопрос – кличка. Ведь придумать имя такому громиле, хоть и со спокойным темпераментом, достаточно сложно. Кроме того, кличка, которую можно дать пушистому неуклюжему медвежонку, может совершенно не подойти грозному охраннику, каким он скоро станет.

Какие клички можно предложить? Это вряд ли будут простые имена, такие как Шарик или Дружок. Не подойдут и модные – Аметист, Барон. Кличка такой собаки должна отражать ее древнее происхождение и звучать серьезно. Например: Чингиз, Завгар, Терра, Эльба, Хатис, Хадиса, Хан, Ханна, Шейк и другие.

В любом случае, выбор клички – дело хозяина, часто имя «приходит» после первой встречи с другом.

Растёт машина для убийств🔥 #хотошо #волкодав pic.twitter.com/Z67rpVjPd5

— Фото из Улан-Удэ (@InstaUlanUde) 19 марта 2016 г.

Коротко о главном

  1. Монгольская овчарка – самая древняя в мире;
  2. С конца 20 века началось возрождение бурят-монгольских волкодавов;
  3. Это огромный пес, с устойчивым темпераментом и отличными качествами охранника;
  4. Обожают детей;
  5. Очень неприхотливы в содержании и уходе, питании;
  6. Не подвержены заболеваниям, большая продолжительность жизни;
  7. Покупать щенка стоит только в питомнике.

Видео

Дарима БОРОНОЕВА

БУРЯТы МОНГОЛИИ: социальная память и идентичность

В данной статье на материале локального сообщества, а именно бурятской диаспоры в Монголии, предпринята попытка показать, как комплекс представлений и эмоциональных переживаний, касающийся прошлого, влияет на формирование, поддержание групповой идентичности и отражается на количественных параметрах функционирования группы.

Формирование бурятского этнического анклава в Монголии произошло в результате массового переселения в конце XIX

— первой трети XX в. Как известно, одной из сущностных характеристик диаспоры является «критическая масса» переселенцев как условие сохранения общинности или формирования новой1. Согласно официальным данным последней Всеобщей переписи населения Монголии 2000 г., число бурят составляет 40 620 чел., т.е. 1,7% общего числа населения Монголии. Буряты представляют пятую по численности этническую группу (ястан)2, после таких групп, как халха, казахи, дэрбэты, баяты3. Буряты Монголии живут в основном в следующих аймаках: Дорнодском (сомоны Баян Уул, Баяндун, Дашбалбар, Цагаан Обоо), Хэнтэйском (сомоны Батширээт, Биндэр, Дадал, Норовлин, Бяан-Ддарта), Булганском (сомон Тэшиг), Селенгинском (сомоны Ерео, Худэр, Шаамар, район Алтанбулага), Центральном (сомон Монгонмор), Хубсугульском (сомон Цагаан — уур). Около 10 тыс. бурят живет в столице—Улан-Баторе. По материалам же периодических изданий и научных трудов численность бурят в Монголии варьирует от 30 до 100 тыс. чел.4 Данное противоречие, затрагивая проблему политики переписи, свидетельствует как об относительности трактовки переписных материалов, так и о сложности изучения идентичности бурят, проживающих в Монголии. Оценить достоверность приводимых цифр относительно численности бурят действительно трудно. Многие буряты предпочитают не только не демонстрировать свою «бурятскость» в повседневной практике, но и, более того, скрывать свою этничность. Исследование этого явления, истоки которого кроются в событиях политических репрессий, затрагивает политико-антропологические аспекты диаспоральной темы, а именно форму и степень политического влияния бурятской диаспоры во внутригосударственных делах Монгольской Народной Республики и в системе межгосударственных отношений Монголии с Россией в 1920—1930-е гг. ХХ в.

ЕРМИЛОВА Татьяна Владимировна — кафедра Политологии и политического управления РАІС при Президенте РФ

2 Исследование эволюции монгольских терминов, выражающих формы коллективной идентичности (напр., monggol obogtan, monggol izagurtan, monggol ugsagatan, monggol kheleten, monggol yasatan, monggol undusuten и др.), представляется нам весьма актуальным для выявления «монгольской» специфики социального конструирования реальности и требует отдельного анализа

3 Монголчуудын туух соелын атлас. — Улаанбаатар, 2004, стр. 142—143

4 Бадарша С. Буряты Монголии / пер. с монг. М-Ж. Очирова // Саяны. — 1996.

— 23 авг.; История и культура бурятского народа / под ред. Т. М. Михайлова.

— Улан-Удэ, 1999; Нимаев Д. Д. Этнодемографические процессы в Бурятии в XIX

— начале XX в. // Бурятия в XVII — начале XX в. Экономика и социально-культурные процессы. — Новосибирск, 1989; Нямбуу X. Монголын угсаатны зуйн удиртгал.

— Улаанбаатар, 1992 и др.

Наделение бурятской этничности политическим контекстом (отождествление бурят и политических врагов) в 30-х гг. XX

в. привело к фиксированию в социальной памяти бурят Монголии важнейшей отсылки ко времени репрессий как ключевого момента, когда быть бурятом стало жизненно опасно. Личностная идентификация и ход собственной жизни стали просчитываться через конкретные события арестов, судов и приговоров за шпионаж и контрреволюционную деятельность, затронувшие практически каждую бурятскую семью. По данным Музея политических репрессий1, в г. Улан-Баторе к смертной казни было приговорено большинство мужчин-бурят, часто были случаи ареста и изведения целых бурятских семей2. Из-за страха перед преследованием в среде бурят наметилась тенденция сокрытия своей этнической принадлежности, прежде всего через отказ от таких маркеров культурной отличительности, как одежда и язык: они прекратили носить свою традиционную одежду и употреблять бурятский язык в общественных местах. Истребление большинства мужчин вызвало значительный рост смешанных браков, в частности халхаско-бурятских, что привело к ускорению темпов ассимиляции.

Как показали исследования У. Булаг, сложности выделения бурят из современного монгольского социума связаны также со сложившейся в Монголии спецификой конструирования этнической идентичности, позволяющей манипулировать идентичностью, когда «не халха-

1 Репрессии бурят в Монголии, как партийных деятелей, так и обычных граждан, начались в 1933

г. с ареста скотовода Эрэнцэнгийн Дамдина, обвиненного в шпионаже в пользу Японии, и усиливались до 1937—1938 гг., окончательно завершились в середине 1950-х гг. Подробнее см.: Дамдинжав Д. Монголын Буриад зон / туухэн тэмдэглэл (Буряты Монголии / исторические записки). — Улаанбаатар, 2002, стр. 94—110; Цэрэн Ц. Буриадуудын дурвэлт, тэднийг хэлмэгдуулсэн тухай асуудалд (К вопросу о миграции бурят и репрессиях). — Улаанбаатар, 2002; Рэгзэндорж Р. Монголын буриад ардын амьдралын зарим асуудал (Некоторые вопросы образа жизни бурятского народа Монголии). — Улаанбаатар, 2003; Збигнев Ш. Бурятская диаспора в Монголии. Вопрос идентичности // Диаспоры в современном мире: материалы международного круглого стола.

— Улан-Удэ, 2007, стр. 79-81

2 К 1934 г. в Монголии проживало 35 тыс. бурят. В 1930-е гг. более трети из них подверглись репрессиям, большинство репрессированных казнено // Рэгзэндорж Р. Монголын буриад ардын амьдралын зарим асуудал (Некоторые вопросы образа жизни бурятского народа Монголии). — Улаанбаатар, 2003

монгол старается подражать халха-монго-лу», «быть халха означает быть не только более/лучше монголом, но и настоящим/ истинным монголом (jinhin Mongol)». Приравнивание доминирующей этнической группы халха с «настоящими/ истинными» монголами способствовало установлению иерархии этнических статусов — кто более монгол, а кто менее. Интересно заметить, что в паспортах обязательно фиксировалась этническая принадлежность, скрывать ее считалось нарушением закона. Причем «монгол» как этнический термин не использовался, а «халха» как этническая идентичность была доступной для каждого3.

Материалы, собранные У. Булага во время проведения полевых исследований в 1991— 1992 гг. в Хэнтэйском, Дорнодском аймаках и г. Улан-Баторе, привели его к выводу о том, что желание стать халха более очевидно можно наблюдать во втором поколении. Приведем всего лишь несколько конкретных примеров из его работы4.

Дугарсурэн — среднего возраста барга из Хэнтэйского аймака. Его мать — барга, отец — бурят. Как сказал Дугарсурэн, согласно локальной практике, дети от смешанных браков, в данном случае барга и бурят, обычно выбирают идентичность стороны матери. Его жена бурятка, у них четверо детей. Все они учатся в Улан-Баторе. Они зарегистрированы как халха. Дугарсурэн пытался убедить, уговорить их зарегистрироваться как буряты, но ни один не послушался.

Проведенные нами в 2001—2002 гг. интервью, беседы с монгольскими мигрантами в Японии, а также наблюдения за бытовым дискурсом5 выявили следующий устойчивый факт: монголы Внутренней Монголии называли представителей Внешней Монголии обобщенно «халхачууд». Закономерен вопрос

— почему именуют именно «халхачууд», только ли потому что халха-монголы составляют большую часть в этнической структуре Монголии?

Не являются ли ассимиляционные процессы одним из вариантов проявле-

3 Uradyn E. Bulag. Nationalism and Hybridity in Mongolia. — New York, Oxford University Press, 1998

4 Там же, стр. 35—36

5 Исследование проводилось в рамках научноисследовательского проекта «Монголоязычная диаспора в Японии» (грант Министерства иностранных дел Японии Obuchi-Fellowship, 2001 г.)

ния сформировавшегося на обыденном уровне представления об «этнической престижности» халха1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из содержания бесед с мигрантами из Монголии следовало, что вопрос об этнической принадлежности стоит на периферии их идентификационной матрицы. По словам информантов, их личностная включенность в свой этнический статус носила лишь формальный характер и находила выражение в необходимости фиксировать пункт об этнической принадлежности в паспорте. Между тем было заметно, что в обыденном сознании четко зафиксирована корреляция между местом проживания и этнической группой. Традиционными в монгольской культуре являются вопросы «Аль нутаг вэ?» («С каких земель? Где ваша Родина?»), «Аль аймаг вэ?» («С какого района? С какого племени?»). Можно сказать, что эти вопросы обязательно включаются в традиционный этикет знакомства. В ответ, как правило, называют тот или иной административный район современной Монголии, что служит основанием для идентификации человека по этническому признаку. Например, если человек говорит, что он из Хэнтэя или Дорнода, то собеседник подразумевает, что он, возможно, бурят, поскольку на этой территории в основном проживают именно буряты. Что касается других распространенных ассоциаций территорий с этнической группой, то они следующие: Кобдо, Увс — торгуты, захчины, дурбэты, баяты; Баян Улгы — казахи; Сухэ-Батор

— дарьганга; Убэр-Хангай, Ара-Хангай, Баян-Хонгор, Забхан, Туб аймаг, Гоби Алтай (некоторые сомоны), Дорно-Гоби, Дунда-Гоби, Умно-Гоби — халха; и т.д. Не менее важным признаком, по мнению многих, по которому можно определить этническую принадлежность, является диалект. Однако в настоящее время этот признак практически утратил свое значение, поскольку большинство населения Монголии хорошо говорит на халха-мон-гольском диалекте. В результате анализа собранного материала мы пришли к выводу о том, что как бы формально не отрицалась значимость принадлежности к этнической группе (ястан) в среде

1 Бороноева Д. Ц. Этническая идентичность монгольских мигрантов в Японии// Чингисхан и судьбы народов Евразии: материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ, 2002

современных молодых людей Монголии, эта форма групповой идентичности все равно находит свою пусть даже и косвенную (через ассоциацию с территорией) рефлексию. В конце 90-х гг. ХХ в. в Монголии была осуществлена смена гражданских паспортов. В новых паспортах в отличие от старого образца не указывается этническая принадлежность, но зато обязательным является пункт о родовой принадлежности. Целесообразность последнего объясняют назревшей необходимостью регуляции семейно-брачных отношений, поскольку численность населения страны невысокая.

В личностной иерархии идентификационных предпочтений на первое место из групповых идентичностей, как правило, выдвигается категория «я — монгол». В данном случае в один термин включаются и этническое содержание (монгольская нация / монгол ундэстэн), и понятие со-гражданства (монгол иргэн). Возможно, именно в силу этого обстоятельства некоторые граждане Монголии считают, что только те этнические группы (ястан), которые проживают в Монголии, имеют полное право называть себя «монголами». Причем, как было изложено выше, в специфически многоэтничной Монголии «настоящими» / «дпЫп» монголами признаются халха, поскольку трансформация многоэтнического сообщества в единую монгольскую социалистическую нацию происходила на основе унификации, опирающейся на культуру и язык именно халхасцев.

Степень и форма осознания, т.е. этнической идентичности, бурят Монголии, во-первых, отягощены психологическом комплексом «страха», отпечатком печальных событий в образе прошлого, сформированным в контексте социальной памяти, во-вторых, обусловлены государственной политикой по формированию единой монгольской нации, приведшей к процессу «халхализации». Игнорировать присутствие бурят как отдельной этнической группы в социалистической Монголии не могли, поскольку в СССР как этнофеде-ративном государстве они обладали реальным и символическим статусом в качестве титульной нации и реализовали право на национальную автономию. Вследствие чего буряты при всех переписях населения Монголии непременно включались в «список народов». Однако условность получен-

ных данных относительно числа жителей, определяющих себя как буряты, как нам представляется, всегда была очевидной.

Учитывая, что реальность диаспоры зависит не только от демографических параметров, но и от наличия организации и возможности поддерживать хотя бы среди части соплеменников диаспо-ральную идентичность1, считаем необходимым указать, что в настоящее время в Монголии действует бурятская организация «Фонд по развитию бурятской культуры и традиций»2. Его создание (1993 г.) стало возможным в связи с распадом социалистической системы и превращением этничности в один из эффективно функционирующих институтов. Деятельность Фонда внесла свой позитивный вклад в возрождение бурятского языка, традиций и обычаев, в установление культурных связей между бурятами разных стран и регионов в России: инициированный фондом в 1994 г. фестиваль «Алтаргана» перерос региональные рамки и стал одним из главных «новых» праздников общебурятского масштаба, который проводится один раз в два года3. Центрами этнической активности бурятской элиты являются г. Улан-Батор, Дорнодский и Хэнтэйский аймаки, где ежегодно проводятся этнокультурные мероприятия. Буряты же Селенгинского, Булганского и Хубсугульского аймаков находятся на периферии этнического дискурса.

Анализ характера взаимоотношений между разными территориальными группами бурят Монголии подтверждает факт сохранения значимости субэтнической принадлежности. Их административнотерриториальная организация до настоящего времени сохраняет и воспроизводит родо-племенную структуру бурятского

1 Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. — М., 2003, стр. 475

2 Подробнее о деятельности фонда и ее президента см.: Билэгсайхан С. Буряты — мост между Монголией, Бурятией и Китаем // Угай зам (Путь предков). — 2008. — Спецвыпуск № 22

Как отмечают исследователи по материалам полевых исследований, контакты между этими группами носят редкий характер. В частности, польский исследователь Ш. Збигнев пишет: «Слабое сотрудничество между разными группами бурят в Монголии и гораздо большее значение родовых и территориальных контактов может указывать на незавершенность процесса этнической консолидации бурят в Монголии. Нельзя забывать, что изоляция отдельных бурятских групп, рассеяние в монгольской среде и годы репрессий не способствовали таким процессам. Родственные и территориально-родовые связи составляют на сегодняшний день эффективную форму групповой организации, направленной на достижение определенных экономических, политических и социальных целей. Этническая идентичность зачастую бывает прежде всего социальной практикой, используемой в повседневной реальности. Некоторые из этих групп в поле своего влияния создают сеть неформальных — но общепринятых — свя-

4 Очир А., Сэржээ Ж. Хэнтий аймгийнхны евгийн товч лавлах, овог, угийн бичиг сэргээх зевлемж. -Улаанбаатар, 1993, стр. 1-6

5 Оюунтунгалаг А. Монгол улсын буриадууд. -Улаанбаатар, 2004. — Стр.65

6 Там же, стр.66

7 Там же, стр. 63-64

зей, иерархий и взаимных обязательств»1. Действительно, приходится констатировать, что в повседневной стратегии монгольские буряты, компактно проживая на приграничной территории, больше ориентированы на контакты с родственниками по другую сторону границы, чем на местные внутрибурятские отношения, а администрации аймаков с «бурятскими» сомо-нами устанавливают дружественные связи с «родственными» районами в Бурятии, например, между Селенгинским аймаком Монголии и Селенгинским районом Республики Бурятия недавно подписан официальный взаимовыгодный договор об экономическом и культурном сотрудничестве, а население Хубсугульского, Булганского аймаков является непременным участником крупных мероприятий в Тункинском, Закаменском районах Республики Бурятия, самым знаковым из которых является фестиваль хонгодоров2. Бурятское население Хубсугульского, Булганского, Селенгинского аймаков не проявляет широкой инициативы, направленной на интеграцию с хоринскими и агинскими бурятами Хэнтэйского и Дорнодского аймаков, а ограничивается делегациями на фестиваль «Алтаргана». Другими словами, внутренняя культурная вариативность и деление на несколько групп есть реальность бурятской диаспоры в Монголии. Причины устойчивости их деления на локальные группы кроются, видимо, в содержании социальной памяти, обращенной к далекому прошлому (воспоминания об этнических истоках,

1 Збигнев Ш. Бурятская диаспора в Монголии. Вопрос идентичности // Диаспоры в современном мире: материалы международного круглого стола.

— Улан-Удэ, 2007, стр. 84

2 Фестивали хонгодоров («Хонгодориада», или «Встречи горцев»), на наш взгляд, можно трактовать как проявление осознания этнической самобытности населения «хонгодорского массива» (Тункинского,

Окинского, Закаменского районов Республики Бурятия, Аларского района Усть-Ордынского бурятского округа, Хубсугульского, Булганского аймаков Монголии). Эти фестивали — уже сложившаяся «новая» традиция, и потому их можно отнести к актуальной/разделяемой субъектами культурной области. Как явление, ориентированное на локальную этнокультурную традицию, фестиваль более подчеркивает этнодифференцирующее начало как доминанту в этническом развитии бурят, нежели этноконсолидационную. Включение фестиваля хонгодоров в ряд мероприятий, воспринимаемых как общебурятские, таких как Сагаалган, Гэсэриада, Алтаргана, Всебурятские съезды, производится с явной долей натяжки. Фестивали хонгодоров проходили в 1991 г., 1993 г., 1996 г., 2000 г., 2002 г.

происхождении), а также в особенностях исторического развития бурят. Как известно, буряты переселились в Монголию в основной своей массе в первой трети ХХ в., когда родоплеменная организация бурятского общества выступала основой групповой солидарности. Дальнейшее их этническое развитие определялось стратегией социально-политического развития страны проживания.

Национальная политика страны исхода (СССР) и страны проживания (МНР) в силу единства идеологических установок преследовала одну цель — формирование единого интегрированного народа: в одном случае — советского народа, в другом — монгольской нации. Теоретически казалось бы, что буряты Монголии и СССР должны пройти одинаковый путь этнического становления. Однако если в СССР этносоциальная структура населения носила сложный иерархический характер в силу признания советских этнонаций, в ряду которых значилась и бурятская нация, то в Монголии, которая является специфически многоэтничным государством, поскольку большинство населяющих ее этнических групп находятся в языковом и культурном родстве с халхасцами, концепт этнонаций с их правом на самоопределение не был востребован, и потому буряты Монголии в отличие от своих соплеменников в СССР не были включены в бурятский национальный дискурс. Последнее не способствовало формированию особого этно-локального самосознания монгольских бурят и росту этнической сплоченности. Вероятно, именно поэтому родоплеменные, территориальные связи продолжают выполнять насущную потребность в преемственности, оставаясь в социальной памяти основным звеном в цепочке представлений об образе прошлого. С изменением социальной среды эти связи не утрачивают функционального содержания: именно этот уровень личностной идентификации продолжает играть «роль этнического маркера и института вхождения в унаследованную от предков этнич-ность через акцентирование «примордиальной» струны, присутствующей в каждом человеке»3 и вместе с тем внутренних барьеров в отношениях бурят Монголии.

3 В данном случае использована удачная формулировка исследователя бурятской этничности, этнопсихолога И. Елаевой.

Оценка породы: Ум Линька Популярность Охранные качества Игровая активность Сторожевые качества Дружелюбность к детям Склонность к дрессировке 0 отзывов и комментариев

Тибетский мастиф – одна из самых редких, самых древних и самых дорогих пород в мире. Эти собаки имеют внушительные размеры, впечатляющие умственные и физические возможности. Это псы, выведенные в Тибете как рабочие.

Характеристики породы

Краткое описание
Происхождение: Тибет
Условия содержания: Дом с садом, вольер
Назначение: Служебная собака, собака-охранник
Окрас: Голубой, золотистый, соболиный, черный
Длина шерсти: Длинная
Размер взрослой собаки: Рост самок – от 61 см, рост самцов – от 66, вес стандартом не ограничен (примерно 60-80 кг)
Средняя продолжительность жизни: 10-14 лет
Выгул: Желателен двухразовый выгул при обязательном уличном содержании
Потребность в физической нагрузке: Средние потребности в физической нагрузке (1.5-2 часа тренировок или выгулов в день)
Классификация Международной Кинологической Федерации (МКФ): Группа 2: пинчеры и шнауцеры, молоссы, горные и швейцарские скотогонные собаки; Секция 2: молоссы
Стоимость щенка: От 50 000 до 700 000 рублей. Без родословной – 50000-60000 рублей, пет-класс – 80 000-100 000 рублей, брид-класс – от 200 000 рублей, шоу-класс – от 400 000 рублей

История происхождения вида

Это одна из самых древних пород мира, существовавшая за долгие годы до нашей эры. Собаки были описаны и воспеты в работах Марко Поло, Аристотеля и других исторических личностей. Благодаря защищенности Тибета (горы по одну сторону и пустыня по другую) животные сохранили свой первозданный вид и представляются нам практически такими же, какими и были тысячи лет назад.

Тибетских мастифов считают питомцами Будды и Чингисхана. В простонародье ходили легенды о способности животных видеть злых духов, это объясняли пигментными пятнами под глазами (их считали вторыми зрачками) у некоторых особей. Научно не доказано, но есть мнение, что молоссы как раз и пошли от этой породы.

Откуда появились гиганты – неизвестно. Прародителями стали либо Китайские аборигенные собаки, проходившие через горы с торговцами, либо Тибетские волки. Первое упоминание породы занесено в китайскую книгу Шу Кинг (1121 год до нашей эры). Там говорится о том, что мастифы служили охранниками при монастырях.

В Европу порода попала благодаря королю Индии – Лорду Хардингу, который подарил щенка королеве Виктории в 1847 году. А в конце 19 века в Англию были завезены еще пара особей Эдвардом 7. Из-за размеров животных держали в зоопарке как диких. К сожалению, некоторые из них не перенесли влажного климата и погибли. Стандарт оформили уже к 1898 году.

Отличительные черты

Тибетские мастифы имеют яркую запоминающуюся внешность благодаря крепкому костяку, грубоватым формам и роскошной шерсти. Кроме того, они настоящие гиганты: 61-66 см в холке, 60-80 кг веса. Такие большие мишки действительно могут повергнуть в ужас незнающего человека.

  • Голова крупная, массивная с широким черепом и выраженным стопом.
  • Морда по длине равна черепной части, заполнена под глазами. Челюсть широкая с полным набором зубов и ножницеобразным прикусом (верхние зубы перекрывают нижние).
  • Нос крупный и черный.
  • Глаза овальные, средние по размеру, посажены широко и раскосо; радужка темная.
  • Уши небольшие, треугольные, плотные, свисают и плотно прилегают к голове.
  • Корпус тяжелый, с прямой линией спины, горизонтальным крупом и глубокой грудной клеткой (опущена до локтей). Шея массивная с небольшим подвесом.
  • Хвост недлинный, закручен в кольцо и немного поднимается над поясницей;
  • Конечности параллельные, поставлены широко и прямо, бедра немного оттянуты. Лапы большие и округлые. Движения пружинистые, но мощные.
  • Шерсть средней длины, прямая, тонкая, жесткая, с богатым подшерстком. Образуются очесы на лапах, хвосте и воротник на шее.
  • Окрасы: голубой, черный, рыжий, золотисто-рыжий, допустимы отметины на морде, лапах и груди.

Фото взрослой собаки

Фото щенков

Особенности характера и поведения

Эти собаки внешне похожи на медведей: грозные, опасные и свирепые. На самом деле Тибетские мастифы очень спокойны, уравновешены, обладают устоявшейся нервной системой. В семье они себя ведут как милые плюшевые игрушки, хотя чаще склонны к тихому одиночному времяпровождению.

Тибетцы любят поспать, отдохнуть. Они привыкли работать ночью, поэтому днем их чаще всего можно найти дремлющими. Это не мешает им держать под контролем охраняемую территорию. Эти питомцы отлично справляются с обязанностями сторожа, но не испытывают явной агрессии к людям.

Собаки полностью ориентированы на хозяина. Хотя у них есть стремление к лидерству, служить верой человеку для них – цель жизни. Они даже темп жизни подстраивают под людей.

Достоинства

К достоинствам породы можно отнести:

  1. Любвеобильность, преданность, ласковость (по отношению к хозяину, несмотря на одиночный стиль жизни, эти собаки тоже любят внимание);
  2. Спокойствие, благоразумие, отсутствие выраженной агрессии (питомец способен оценивать ситуацию, при правильном воспитании будет действовать по командам, а о приближении незнакомца сообщит лаем);
  3. Яркий охранный инстинкт (защищает вверенную территорию, детей, личные вещи);
  4. Хорошие взаимоотношения с другими животными и детьми (к мелким домашним питомцам относятся равнодушно, к крупным – дружелюбно, с собаками не дерутся, но способны себя защитить; детей любят, терпят их выходки, могут быть няньками);
  5. Сила, мощь, развитость мускулатуры.

Недостатки

Недостатки зависят от воспитания, наследственности и психологической стабильности питомца. Если животное содержали в хороших условиях, воспитывали правильно и своевременно, у родителей не замечались резкие изменения в настроении, то проблем не будет. К породным недостаткам относят:

  • Упрямство, стремление занять лидерскую позицию в семье (должно пресекаться, при хорошем воспитании быстро исправляется);
  • Леность, флегматичность (для чрезмерно активных людей собака покажется малоподвижной);
  • Собаки не любят одиночества, сильно привязываются к хозяину;
  • Острая потребность в воспитании;
  • Большие габариты, густая шерсть (для не любителей беспорядка в доме содержание питомца покажется кошмаром).

Видео о породе

Такого пса нельзя держать в четырех стенах. Ему нужен простор и свежий воздух. Правильным будет вольерное содержание или уличное на придомовой территории.

Важным условием считается климат – он не должен быть жарким и влажным, лучше всего подойдет сухой и холодный, как на их родине, в Тибете.

Нужно оборудовать двор: поставить просторный вольер или установить высокое крепкое ограждение, приобрести удобную будку, мягкий лежак. Обязательно нужен навес, под которым питомец сможет укрыться от непогоды и солнца. Правильным будет свободный вход в дом, ведь этим собакам жизненно важно общаться с хозяином.

Если площадь дома позволяет содержать такое большое животное, то попробовать можно. Тибетские мастифы неприхотливы, но в этом случае стоит организовать двухразовые регулярные выгулы. Помимо лежака надо приобрести игрушки, объемные миски с регулируемой высотой, средства гигиены, щетки.

В целом, эти питомцы не приносят проблем. Даже уход за их шерстью станет простым, если следить за его состоянием. Но стоит учесть, что Тибетцам действительно нужно очень много еды, а также с ними надо долго и упорно заниматься.

Следует чистить зубы псам каждые два дня с помощью пасты или жевательных лакомств. Когти стригут 1 раз в месяц. Уши и глаза осматривают ежедневно. Отчищать раковины нужно каждую неделю, а промывать глаза отваром ромашки 5-6 раз в месяц.

Питание

Тибетцы – огромные собаки, которым нужно много калорийной насыщенной еды. В среднем взрослом псу нужно около 1.5 кг пищи в день. Это может быть сухой корм или натуральный. Одно условие – комплексность рациона. В зависимости от времени года и активности питомца порцию увеличивают или сокращают. Зимой животным нужно больше еды, а летом меньше.

Щенкам до 3-х месяцев нужно 4-5-разовое кормление. С 2-х месяцев разрешают вводить небольшие твердые кусочки. До полугода питомца переводят на 3-х разовое питание, а к году на двухразовое или одноразовое.

Выбор между натуральными продуктами и сухими не очевиден. Сейчас собаководы все чаще отдают предпочтение второму варианту. Готовые корма не нужно хранить в холодильнике, их просто транспортировать, кроме того они содержат весь необходимый набор витаминов и веществ, не требуется вводить прикорм. Можно подобрать питание исходя из возраста, веса, активности и особенностей собаки. Существуют даже гипоаллергенные линейки.

С другой стороны такую большую собаку трудно накормить сухим продуктом, к тому же, некоторые фирмы недобросовестно подходят к описанию состава ради рекламы. Если все-таки выбор пал на готовый корм, то лучше всего подойдет холистик супер-премиум класса для крупных или гигантских пород с умеренной активностью.

Если в питомнике посоветовали определённую марку, например, ту, которой кормили щенка до покупки, то лучше прислушаться. Хороший заводчик знает, какие продукты не вызовут аллергии и будут полезными для собаки. Если планируется перевод на другой тип кормления, то его нужно делать постепенно.

Натуральное питание тоже должно быть сбалансированным и комплексным. Оно выйдет затратным финансово, его нужно самостоятельно готовить. Но хозяин будет точно знать, что и в каких количествах дает своей собаке.

Меню можно составить один раз, иногда вносить коррективы. 50-60% от рациона – белок. Его питомец получает из мяса (говядина, ягнятина, баранина обезжиренная), морской рыбы, яиц и кисломолочной продукции. Еще около 30% – крупы. С детства щенка нужно приучать к овощам и фруктам, примешивать их в каши. При натуральном питании обязательным является снабжение животного витаминами.

В рационе не должно быть:

Еда питомца не должна быть холодной или горячей, жидкой или слишком твердой. Не рекомендуют смешивать сухой и натуральный корм, отдавать пищу со стола человека.

Важно соблюдать питьевой режим. Миска с водой всегда должна быть полной. Летом ее объем увеличивают, берут дополнительное питье на прогулки. Если щенок самостоятельно не пьет, его надо поить со шприца, ложки или пипетки.

Рекомендуем ознакомиться с подробной статьей по теме: «Как и чем кормить собаку: виды и особенности питания”.

Здоровье

Порода крепкая, сильная и выносливая. Тибетцев не зря считаю гигантами. Но при таких размерах живут они долго – 10-14 лет и практически не склонны к наследственным заболеваниям. Чтобы избежать нежелательных проблем, нужно изучать родословную, расспрашивать заводчика о заболеваниях у родителей, их недостатках и пороках.

Чтобы Тибетский мастиф оставался активным и здоровым до самой старости, его нельзя перегружать тренировками, надо правильно кормить, соблюдать график вакцинирования и походов к ветеринару.

Прививки

Вакцинацию нужно проводить всем питомцам. Начинают ее, когда щенок достигает 2-2.5 месяцев. В это время иммунитет, данные ему матерью, ослабевает, собака становится подверженной различным внешним раздражителям, в том числе и опасным вирусам. Первое прививание делают в питомнике, о чем хозяину сообщит заводчик. Дальнейшие процедуры – забота владельца.

Хоть вакцинация не дает полной гарантии на защиту, она в случае заражения помогает собаке восстановиться и пережить лечение. Не привитые питомцы, чаще всего, не справляются с инфекцией и погибают.

Перед проведением процедуры (за две недели) питомца очищают от глистов. Кроме того нужно померять температуру собаке. Нормальный показатель варьируется от 38° до 39.5°С. Не допускаются больные и ослабшие животные, беременные и кормящие суки, кобели после вязки.

Все процедуры проводятся в ветеринарной клинике опытными специалистами. В случае аллергической реакции врачи введут противодействующее средство. Этикетки от компонентов прививки вклеиваются в ветеринарный паспорт. Стоимость вакцинации варьируется от 500 до 1000 рублей. Это зависит от веса собаки и статуса клиники.

Существует две основные прививки:

  • Комплексная (проводится в 2, 2.5, 6, 12 месяцев и ежегодно повторяется в одно и то же время) от чумки, лептоспироза, энтерита и т.д.;
  • От бешенства (проводится в 7 месяцев и ежегодно повторяется).

Вакцинации дают не только иммунитет. Без нужных отметок в паспорте питомца его нельзя вывести за границу. По законам Российской федерации ввоз питомцев на территорию возможен, только если они были привиты в течение 12 месяцев (не позже, чем за 20 дней до перевозки) и проверены врачом за 5 дней на наличие вирусных заболеваний.

Важная статья по теме: «Все, что нужно знать о вакцинации собак”.

Заболевания

Для собак такого телосложения характерны различные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Чаще всего они развиваются из-за лишнего веса и больших или недостаточных физических нагрузок, но могут проявиться как наследственные. Заболевания, характерные для породы:

  1. Остеохондроз (отложение солей в суставах);
  2. Дисплазия тазобедренного и локтевых суставов (возникает из-за чрезмерных нагрузках на конечности, заболевание неизлечимо, приводит к искривлению лап и острым болям);
  3. Паностит (воспалительный процесс в трубчатых костях);
  4. Нейропатия (паралич мышц);
  5. Ушные инфекции;
  6. Проблемы с щитовидной железой.

Выгул

Этим собакам категорически не подходит квартирная жизнь, но даже при уличном содержании им нужны недолгие выгулы.

Хватит двухразовых прогулок по 40 минут без особых физических нагрузок. Тибетцы любят общаться с хозяином и другими собаками, поэтому выгуливают их в развлекательных целях. В обратном случае питомец будет грустить и рушить дом.

Щенков выгуливать можно только после второй прививки (в 2.5-3 месяца). Их выводят в спокойные безлюдные места, приучают к поводку.

До года собакам нужны частые прогулки, но не долгие (по 15-20 минут). Чрезмерные нагрузки негативно повлияют на скелет щенка, поспособствуют развитию дисплазии суставов.

Социализация для Мастифов очень важна. С раннего возраста их нужно приучать к тому, что не все люди – враги. Для этого собаку выгуливают в скверах и парках, знакомят с родственниками и близкими друзьями, дают им время на общение с животными. Но питомец должен всегда помнить, что с хозяином веселее. Поэтому игры на прогулках – важное звено в воспитании.

Тибетцы хорошо переносят холодную погоду, морозы и ветра. Но для них не подходит жаркий и влажный климат. В летнее время собак не выгуливают на открытых местностях под солнцем.

Уход за шерстью

Шерсть у Тибетских мастифов длинная и густая. За ней нужно тщательно ухаживать. Линяют питомцы 1 раз в год, в этот период их вычесывают ежедневно с помощью жесткой щетки с длинными зубцами или пуходерки. В обычное время хватает 3-4 расчёсывания в неделю. Если шерсть свалялась или запуталась ее нужно разобрать на пряди и хорошо вычесать.

Под ушами, на шее и на задней поверхности конечностей шерсть путается чаще всего. Специалисты рекомендуют пользоваться специальными спреями для распутывания колтунов.

Можно отводить питомца к профессиональному грумеру. Он приведет покров питомца в надлежащий вид, подравняет концы, вымоет шампунями и бальзамами. Чаще всего к таким процедурам прибегают хозяева выставочных псов.

Тибетцы не источают неприятных запахов, поэтому купают животных редко – не чаще 2-х раз в год. После водных процедур собаку нужно хорошо вытереть и высушить, чтобы избежать простуд. Приходя с прогулки нужно мыть лапы чистой теплой водой.

Вязка

Вязка таких крупных собак – трудное дело. Во-первых, им нужно много свободного пространства. Во-вторых, им непросто помочь. В случае Тибетских мастифов всегда стоит приглашать опытного человека.

Эти собаки очень дорогие. Если питомец племенной, владеет нужными документами, в частности, родословной, то вязать его нужно через питомник. Там получают специальную справку и заполняют форму. Это даст гарантию на то, что щенки смогут претендовать на статус.

Кобель подбирается заранее, с владельцем обговаривается дата, чтобы мальчик ни с кем не вязался в этот период. Цену назначает хозяин самца. Обычно она равна одному щенку или проценту от его стоимости (определяется исходя от количества родившихся собак: 2-3 – 50%, 4-5 – 70% и так далее). В случае пустоты самки вязка не оплачивается.

Мастифы взрослеют рано. Уже к 10 месяцам они становятся половозрелыми: начинается первая течка у сук, а кобели делают садки.

Развязывать рекомендуют в 3-3.5 года, когда животные физически готовы зачать и родить здоровых щеночков. У девочки должна пойти третья течка.

Благоприятным считается 12-15 день, когда проявятся признаки готовности: светлые выделения и рыхлая петля.

Собак вместе выгуливают. Они должны привыкнуть друг другу. Обычно хватает 20 минут. Сука разрешит сделать садку, если ее все устраивает. В обратном случае можно попробовать на следующий день или сменить партнера. Самец сделает садку, после нескольких активных толчков найдет петлю и застынет в замке. Если замка нет, то девочка может быть полной. Повторную вязку назначают через 2 дня. Течение беременности можно проверить в ветеринарном центре с помощью УЗИ.

Читайте подробную статью по теме: «Все, что нужно знать о вязке собак: подходящий возраст, что делать если не получается, правила и советы”.

Основные моменты в дрессировке

Мастифы – собаки с высоким самомнением, редко дрессируются хорошо, хоть и обладают всеми необходимыми качествами. Обычно этих собак не дрессируют направлено, но воспитывать надо. Стоит учесть, что таких питомцев нельзя ругать, оскорблять. Лучше поддерживать дружеские равноправные отношения, без попыток доминирования над собакой.

Тибетцы могут взять роль лидера на себя. Им постоянно нужно показывать главенство. Это можно сделать, привив некоторые привычки питомцу: питание только после всей семьи, входить в дом можно после человека, спать и играть на хозяйской мебели запрещено.

Когда щенок появляется в доме важно не упустить момент и запретить портить вещи, ходить в туалет в неположенных местах и спать на хозяйской кровати. Малыш все же должен понимать, что человек стоит выше на иерархической лестнице. К 4-м месяцам собака выучит свою кличку, режим кормления и выгулов.

О том, как правильно дрессировать собаку читайте в статье: «Дрессировка щенка: эффективные методы от кинологов, учим команды дома».

Как выбрать щенка

К покупке щенка следует подойти ответственно и заранее обдумать детали. Выбрать пол щенка, так как от этого будет зависеть характер питомца. Самки уравновешенные и послушные, в то время как мальчики Мастифов сильнее и отлично подходят для службы.

Также стоит определиться с классом Мастифа.

  • Шоу-класс подойдет для выставок (щенки являются потомками чемпионов и обладают идеальными качествами);
  • Брид-класс – для разведения и службы (щенки с безукоризненным набором внешних параметров);
  • Пет-класс станет хорошим домашним питомцем (могут иметь незначительные недостатки и отклонения от стандарта).

Возраст щенка тоже имеет значение. Опытные собаководы предпочитают брать уже сформировавшихся животных в 5-6 месяцев. Тогда легко оценить экстерьер питомца, но придется побороться со сформировавшимся характером. В 2-3 месяца (минимальный возраст) щенки милые, но несамостоятельные. Им придется уделять вдвое больше внимания, чем подросшим животным.

Приобретать такую серьезную собаку советуют только в официальном питомнике с хорошей репутацией. В обратном случае риску подвергается не только родословная и чистота крови животного, но и его здоровье.

Заводчик обязательно расскажет все о родителях щенков, их достоинствах и недостатках, породных заболеваниях, условиях содержания. Он может дать советы и рекомендации по выбору и воспитанию будущего питомца.

У питомника есть право не продать собаку, если руководители не видят в покупателе хорошего хозяина, или он не владеет нужными средствами для содержания питомца: размерами жилой площади, финансами или опытом.

Милые щеночки Тибетского мастифа похожи на медвежат, хотя достаточно крупные даже в 2-3 месяца. Они будут активными и любопытными, не должны иметь явных недостатков, залысин, выделений из глаз или ушей. Эта порода считается самой дорогой. Щенки дешевле 50000 рублей, скорее всего, будут нечистокровными. Средняя цена на такую собаку – 70000-120000 рублей.

Покупка этой собаки должна быть обусловлена какой-то целью. Как домашнего питомца заводить Тибетского мастифа не только финансово нерационально, но и глупо. Животное предназначено для службы, использоваться должно по назначению.

Бурят-монгольский волкодав почти неизвестен широкой публике, хотя древностью происхождения он, пожалуй, превосходит все отечественные породы, по сути своей являясь одной из типовых вариаций тибетского дога, описанного Брэмом в многотомнике «Жизнь животных».

Он многолик, как бредбериевский Марсианин. Он самостоятелен как кавказец, контактен и дрессируем как овчарка, любит воду и плавает как ньюфаундленд, как лабрадор готов играть, движения его скупы и неуловимо стремительны как у большинства бойцовых пород, вот только, не уступая им в силе и ловкости, «бурят» никогда не задирается первым.

В отличие от густонаселенного Кавказа и открытых всем ветрам просторов Средней Азии, Бурятия во многом до сих пор является «терра инкогнита». Таежные дебри скрывают следы не одной исчезнувшей экспедиции и бесчисленного количества легкомысленных путешественников. Видимо, поэтому у советских чиновников от кинологии не дошли руки до местных собак.

Описания «монгольской овчарки» встречаются в ранних изданиях основоположника советской кинологии А.П. Мазовера, в частности, в своей книге «Экстерьер и породы служебных собак» изд-ва Осоавиахима СССР 1947г. Он пишет: «Самым близким потомком этих (тибетских) собак является современная монгольская овчарка.

Широко распространена она в Бурят-Монгольской Республике, где используется в качестве пастушьей собаки. Монгольская овчарка, сохранившая все типические черты и особенности тибетской собаки, является ее разновидностью».

В ряду отечественных пород бурят-монгольский волкодав — особый случай. Буддизм, исповедуемый в Бурятии и Монголии,- единственная из восточных религий, где собака не только не является нечистой — она священное животное.

«Четырехглазая» — черно-подпалая собака по поверьям приносит в дом счастье. Поэтому вход в жилище «бурятам» не просто не запрещен, они живут в прямом смысле бок о бок с хозяевами, не только охраняя имущество и скот, но и с колыбели опекая детей. Люди, которым довелось служить в Монголии и на советско-монгольской границе, до сих пор с теплотой вспоминают огромных лохматых псов, которые, встав на подножку «Урала», легко заглядывали в кабину через окошко. Они свободно жили при гарнизонах, являясь надежными охранниками части и заботливыми няньками для офицерских ребятишек.

Как все аборигенные породы бурят-монгольский волкодав неприхотлив к условиям содержания и кормления. Он не требователен к площади проживания — даже в тесной городской квартире найдет тихий уголок, не стараясь вытеснить слабейших членов семьи. Он обладает высокой жизнестойкостью и уравновешенной психикой.

Главной особенностью поведения бурят-монгольского волкодава является любопытство. Ему интересно все: любой предмет, появившийся в привычном окружении, все, что не там и не так стоит, лежит или движется вызывает живейший интерес и обязательно будет обозначено — пес непременно привлечет к этому предмету внимание хозяина.

Несмотря на крупный рост и большую массу, «бурят» — ярко выраженный сангвиник, он полон энергии и легок на подъем, что делает его прекрасным охранником и великолепным компаньоном. Его шерсть обладает своеобразной структурой: жесткий остевой волос не позволяет мягкому, но упругому подшерстку сваливаться в колтуны, кроме того, он обладает водоотталкивающими свойствами, что позволяет собаке даже после продолжительного купания через короткое время приводить шерсть в порядок. Отряхнулся — и почти сухой.

Летом «буряты» подвержены интенсивной линьке, шерсть слезает практически пластом, что оберегает их от перегрева и колючек, неминуемо застревавших бы в более длинном волосяном покрове.

Местное название хотошо переводится с бурятского как «дворовый волк». Действительно, бурят-монгольские волкодавы очень привязаны к дому. Ему не свойственна «охота к перемене мест», хорошо известная многим владельцам собак. Таежники называют их «собаками база» — в дальнем походе псы предпочитают охранять баз — место привала, где складывают все вещи и припасы.

Не будучи навязчивым, «бурят» тем не менее очень отзывчив на внимание и ласку, при этом проявляя почти детскую непосредственность. На этом легко строится вся система воспитания бурят-монгольского волкодава — активно поощряя все правильно сделанное и отвлекая или выражая свое неудовольствие по поводу нежелательных действий, вы получите собаку, которая не доставит вам лишних хлопот. Физическому насилию «бурят» сопротивляется упорно, выражая это в форме пассивных бунтов — в духе лучших представителей ослиного племени.

Он занимает глухую оборону, пробить которую практически нереально, но никогда не переходит в контратаку на хозяина. Явно выделяя одного хозяина, он тем не менее одинаково подчиняется любому члену семьи, вплоть до детей. Правда, в отношениях с последними руководящая роль в спорных ситуациях мягко и ненавязчиво переходит к собаке. К примеру, если ребенок решил залезть в воду на пляже, глубже, чем по грудь ему зайти не удастся — «бурят» начинает отпихивать его к берегу, команды, окрики и даже шлепки полностью игнорируются собакой.

Бурят-монгольский волкодав относятся к породам позднего формирования — их рост в высоту заканчивается только к двум годам, окончательно собаки формируются только к 3,5-4 годам. Для правильного развития им требуются большие физические нагрузки, в условиях ограниченной подвижности мышцы не приобретают нужного объема и даже хорошо кормленная собака выглядит худоватой.

Они хорошо чувствуют себя как в кругу семьи, так и в условиях уличного содержания и в питомнике. «Буряты» не склонны выяснять отношения при помощи зубов, молодые собаки и щенки даже рычащую собаку воспринимают только как очередной объект исследования. Со взрослыми особями соплеменники предпочитают не связываться, как правило, все кончается на стадии демонстрации поз. При этом бурят-монгольские волкодавы обладают своеобразным чувством юмора: с весьма решительным видом пес разгоняется в сторону предполагаемого партнера для игры и … пробегает вплотную мимо него, увлекая за собой, пока хозяева хватаются за сердце, собаки либо весело гоняются друг за другом, либо померявшись ростом, спокойно расходятся.

С точки зрения внешней декоративности «буряты» вряд ли станут лидерами шоу-выставок, но как рабочая собака, он может проявить себя в разных направлениях: бдительный сторож, прекрасный пастух, заботливая нянька, веселый компаньон, надежный защитник. Он — пластичный податливый материал в наших руках. Лишь бы руки были добрыми.

Маныкина Е.

FILED UNDER : Справочник

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*