Поправки противоречат законодательству РФ. Правовое обоснование!

Правовое обоснование позиции Общественного движения «Права животных» по вопросу внесения изменений в «Положение о порядке содержания собак и кошек в городе Новосибирске, принятое решением Городского Совета Новосибирска от 30.06.2006 № 303».

Проектом решения Совета депутатов города Новосибирска «О внесении изменений в Положение о порядке содержания собак и кошек в городе Новосибирске, принятое решением Городского Совета Новосибирска от 30.06.2006 № 303» (далее по тексту — «Приложение») вносятся, в том числе изменения, в пункты 6.4, 6.6 указанного Положения, устанавливающие возможность отлова агрессивных безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления, а также разрешающие отлов таких животных в присутствии несовершеннолетних.

Действующая редакция:

6.4. Не допускается отлов безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления, кроме собак и кошек, больных заболеваниями, опасными для жизни человека.

6.6. Запрещается отлов безнадзорных собак и кошек в присутствии несовершеннолетних.

Предлагаемая редакция:

6.4. Не допускается отлов безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления, кроме агрессивных собак и кошек или больных заболеваниями, опасными для жизни и здоровья человека.К агрессивным собакам и кошкам относятся собаки, кошки, явным образом совершающие неоднократные попытки нанесения телесного повреждения человеку, прекратить которые без применения насилия не представляется возможным.

6.6. Запрещается отлов безнадзорных собак и кошек в присутствии несовершеннолетних, кроме агрессивных собак и кошек или больных заболеваниями, опасными для жизни и здоровья человека.

1. По мнению Правового управления Мэрии г.Новосибирска внесение данных изменений в Положением обосновано тем, что существующая редакция противоречит федеральному законодательству. При этом приводятся следующие нормы федерального законодательства:

Статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29 указанного Федерального закона, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пункты 4.2, 4.8 Санитарных Правил СП 3.1.096-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных»:

«покусавшие людей или животных собаки, кошки и другие животные (кроме явно больных бешенством) подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных собак и кошек в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней. Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову».

При сопоставлении приведенных норм федерального законодательства и пунктов 6.4, 6.6 Положения выявляется следующее:

1) Статьи 8, 29 ФЗ носят общий характер, не называют конкретные санитарно- противоэпидемические мероприятия, которые предусматриваются только в Санитарных правилах.

2) Указанные нормы Санитарных правил регулируют 2 ситуации:

— немедленная доставка владельцам или в ветеринарное учреждение собак, кошек, покусавших людей и животных,

— отлов безнадзорных собак, кошек, находящихся в общественных местах.

Изменяемые пункты 6.4, 6.6 Положения регулируют совершенно иные вопросы:

— недопущение отлова безнадзорных животных с целью умерщвления, кроме собак и кошек, больных заболеваниями, опасными для жизни человека.

— запрет на отлов безнадзорных животных в присутствии несовершеннолетних.

Как видно при сопоставлении, рассматриваемые нормы Санитарных правил и Положения имеют различный предмет регулирования и никоим образом не противоречат друг другу.

3) Вопросы, урегулированные приведенными Санитарными правилами, регулируются совершенно иными пунктами Положения, в частности п.6.3:

6.3. Отлову подлежат безнадзорные собаки и кошки, в том числе имеющие ошейник и учетный знак, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица (кроме находящихся на привязи).

Данный пункт полностью дублирует требование Санитарных правил.

2. Санитарные правила действительно не содержат запрета на отлов безнадзорных животных в присутствии несовершеннолетних, однако такой запрет введен законом Новосибирской области 29.04.2004 N 184-ОСД «Об общих положениях содержания собак и кошек в Новосибирской области», статья 8:

3. Отлов безнадзорных собак и кошек основывается на принципах нравственного, гуманного отношения к безнадзорным собакам и кошкам. Запрещается проводить отлов безнадзорных собак и кошек в присутствии несовершеннолетних.

4. Не допускается отлов безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления, кроме собак и кошек, больных заболеваниями, опасными для жизни человека.

Как верно указала в своем выступлении представитель ПУ Мэрии Дубан А.С. установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из этого следует, что Областной Совет Новосибирской области имеет все полномочия на регулирование указанных вопросов и в том числе на принятия дополнительных норм права, не содержащихся в федеральном законодательстве. Именно в рамках данных полномочий и был принят указанный закон 29.04.2004 N 184-ОСД, содержащий, в том числе запрет на отлов безнадзорных животных в присутствии несовершеннолетних.

Согласно пункту 4 статьи 7 федерального закона № N 131-ФЗ

от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, предложенная редакция пунктов 6.4, 6.6 Положения вступает в прямое противоречие с вышеприведенной статьей 8 закона области:

— установлено исключение из однозначного правила о недопустимости отлова безнадзорных собак и кошек с целью умерщвления: добавлено «кроме агрессивных собак и кошек»,

— установлено исключение из однозначного правила о недопустимости отлова безнадзорных собак и кошек в присутствии несовершеннолетних: добавлено «кроме агрессивных собак и кошек или больных заболеваниями, опасными для жизни и здоровья человека».

На данное противоречие было указано в Заключении Управления по правовым и экономическим вопросам Совета депутатов г.Новосибирска от 09.06.2010. Однако, несмотря на данное заключение, а также наши возражения Рабочая группа оставила без изменения проект Решения о внесении изменений в Положение.

3. Кроме того, следует отметить, что в новой редакции пунктов 6.4, 6.6 появилась новая норма, определяющая понятие «агрессивности» животных.

Как было указано выше, вопросы установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления не наделены соответствующей компетенцией по регулированию данных вопросов и не могут принимать новые нормы права, направленные на их регулирование. В связи с чем полагаем, что введение данной новой нормы в Положение является неправомерным.

Вызывает также возражение сама возможность использования понятия «агрессивность» и его определение. Об этом опять же говорится в Заключении Управления по правовым и экономическим вопросам Совета депутатов г.Новосибирска от 09.06.2010: «В данном определении используются оценочные категории (например, „явным образом“), что не позволяет однозначно идентифицировать то или иное животное как агрессивное». Мы также указывали на данные моменты на заседании Рабочей комиссии, однако ни Заключение Правового управления, ни наши возражения не были учтены.

На основании вышеизложенного считаем, что проект Решения о внесении изменений в Положение о порядке содержания собак и кошек в городе Новосибирске, № 303, не соответствует законодательству, не имеет под собой оснований и не может быть вынесен на рассмотрение Городского Совета Новосибирска в предложенной редакции.

Подготовила Наталья Фадеева, практикующий юрист.

Отправить комментарий